Анализ рассказов из кодификатора А.П. Чехова 

Анализ произведений из кодификатора ЕГЭ по литературе. Направление – реализм. Род – эпос. Жанр – рассказ.

Скачать анализы: Скачать

Смотреть онлайн

«Человек в футляре» (1898)

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») была опубликована в 1898 году, сюжет Чехову подсказал Лев Николаевич Толстой. Тема обещала быть достаточно обширной, и писатель дал ей название «футлярщина». Но ему удалось написать только три рассказа, после чего писатель разочаровался в своих творческих устремлениях. Он так отозвался о состоянии своей души: «Писать не хочется, пишешь как о надоевшей, пресной, постной еде, без вкуса и запаха...»

Повествователь – учитель греческого языка в гимназии Буркин.
Слушатель – ветеринар Чимша-Гималайский.
Главный герой, который назван человеком в футляре – учитель Беликов.

Особые приметы «человека в футляре»

• В любую погоду выходил из дома в калошах, с зонтиком в руках, в тёплом пальто на вате.
• Зонтик, часы, перочинный нос – всё у него было в чехле.
• Беликов постоянно стремился окружить себя какой-нибудь оболочкой и даже по ночам прятался под одеяло, боясь преступников.
• «И мысль свою Беликов тоже старался запрятать в футляр»: жил согласно строгим предписаниям и всех вокруг стремился подчинить такому же порядку.
• Преподавал древний (мёртвый) язык, на котором уже никто не говорит, что является символом его духовной пустоты.
• Всё время боится, «как бы чего не вышло». Не живёт в полном смысле этого слова, а лишь существует.

Приём антитезы

Знакомство со своей противоположностью Варенькой Коваленко могло бы изменить жизнь Беликова, если бы он решил на ней жениться. Автор противопоставляет саморазрушение, духовное омертвение, загнанность в рамки и инертность Беликова свободолюбию, жизнерадостности, активности Вареньки Коваленко. Женитьба не состоялась из-за рамок, в которые вогнал себя «человек в футляре».

Основная мысль

В финале рассказа «футляром» для Беликова становится гроб. Однако А.П. Чехов делает акцент на том, что такие люди с «футлярной» психологией не перевелись в обществе и едва ли когда-нибудь исчезнут.


«Студент» (1894)

По воспоминаниям современников, философский рассказ «Студент» (1894) Чехов называл самым любимым из своих произведений.

Кольцевая композиция

Предельно простой и чёткой выглядит композиция рассказа, который делится на три части. Вначале — исходное настроение и мировосприятие Ивана. Затем — толчок к перемене, встреча на «вдовьих огородах». И в конце — новое настроение и отношение к миру. В начальной и заключительной частях рассказа мы видим сходные синтаксические конструкции. «Ему казалось, что... думал о том, что...» — это в начале, а в конце: «И ему казалось, что... то думал о том, что... и жизнь казалась ему...» Такая перекличка конца с началом придает еще большую ясность построению рассказа.

Характеристика главного героя

Иван Великопольский – студент духовной академии, сын дьячка. Исходное настроение героя рассказа Ивана Великопольского — ощущение враждебности, предельной неустроенности окружающей жизни и мироздания вообще. Однако в финале произведения «радость вдруг заволновалась в его душе», когда он увидел, какое впечатление произвёл его рассказ на двух неграмотных женщин, и понял: всё вокруг взаимосвязано, а в мире всегда есть место правде и красоте.

Встреча на «вдовьих огородах»

В Страстную Пятницу Иван рассказывает историю двум женщинам Василисе и её дочери Лукерье о том, как апостол Петр в такую же холодную ночь и тоже у костра проявил слабость, отрёкся от Иисуса Христа, своего учителя, которого «страстно, без памяти любил», и сразу горько пожалел об этом.

Дальше происходит то, что можно считать маленьким чудом. Обыкновенные неграмотные женщины так живо и естественно реагируют на рассказ студента, как будто всё происходившее в ту страшную ночь девятнадцать веков назад имеет к ним, к их жизни самое прямое отношение. Старуха в ответ на его рассказ заплакала, а её дочь, «деревенская баба, забитая мужем», тоже по-своему выразила жалость. И в этом есть своя правда и своя красота: люди поняли друг друга, испытали схожие чувства, одинаково откликнулись на прекрасное.

Основная мысль

В мире есть место не только ужасам и дисгармонии, но и правде и красоте, не только отчаянию и безнадежности, но и радости и надежде.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте