Сочинение по тексту А.Г. Алексина «Почти все девчонки в нашем классе ведут дневники» для ОГЭ по русскому языку 2025 года 9 класс.
(1)Почти все девчонки в нашем классе ведут дневники. (2)И записывают в них всякую ерунду.
(3)Я тоже девчонка, но я понимаю, что дневники должны вести только выдающиеся люди. (4)Нет, я ничего такого о себе не думаю.(5)Но у меня есть брат, он учится на втором курсе Консерватории. (6)Он будет великим музыкантом. (7)Это точно. (8)Я в этом не сомневаюсь! (9)И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве.
(10)Мой брат играет на кларнете. (11)Почему не на скрипке? (12)Не на рояле? (13)Так хотел дедушка. (14)Он умер, когда мне было всего два года. (15)А брат Лёва старше на целых пять лет, и дедушка начал учить его музыке.
(16)Мой брат будет выступать в роскошных концертных залах. (17)Сейчас он готовится к конкурсу музыкантов — исполнителей на духовых инструментах.
(18)Учусь я средне, но это не имеет никакого значения: (19)Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату. (20)Так ведь часто бывало с сёстрами великих людей.
(21)Они даже не выходили замуж. (22)И я не выйду. (23)Ни за что! (24)Никогда!
(25)Это точно. (26)Лёва уже знает об этом. (27)Сперва он возражал, но потом согласился.
(28)Мы договорились, что сам Лёва, в отличие от меня, будет иметь право на личную жизнь, но лишь тогда, когда добьется больших музыкальных успехов.
(29)Лёва весь, без остатка будет принадлежать искусству. (30)У него не будет оставаться времени ни на какие обыкновенные человеческие дела и заботы.
(31)Всё это буду исполнять за него я. (32)Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата! (33)И поэтому мои тройки не имеют никакого значения.
(34), сожалению, мама и папа этого не понимают.
— (35)Ты неплохо устроилась, — как-то сказала мама. — (36)Значит, Лёва будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, готовиться к конкурсам, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. (37)Какие-то у тебя иждивенческие настроения!
— (38)А сестра Чехова, значит, тоже была иждивенкой? — спросила я в ответ.
— (39)Ну уж... хватила!
(40)Мама изумлённо развела руки в стороны. (41)Когда нечего сказать, легче всего разводить руками. (42)В общем-то, я сама виновата: не надо слишком уж откровенничать со своими родителями: они обязательно используют эту откровенность против тебя.
(43)Но зато когда-нибудь о Лёве напишут книгу, и в неё войдут отрывки из моего дневника. (44)Недавно я читала такую книгу о великом поэте. (45)«Сестра поэта» — было написано под одной фотографией. (46)А под моей напишут: «Сестра кларнетиста». (47)Или лучше так: «Сестра музыканта». (48)Это будет мне скромной наградой. (49)Вот зачем я стала вести дневник.
(50)«Что-то я не слышал про такую профессию — сестра кларнетиста», — сказал мне однажды папа. (51)Он тоже, увы, не всегда меня понимает.
(52)К несчастью, не все ещё знают, какой это важный инструмент — кларнет. (53)Именно он начинает Пятую симфонию Чайковского! (54)Разве многим это известно? (55)«Незаметный герой оркестрах — так говорит о кларнете Лёва. (56)Он даже рад, что кларнет «незаметный». (57)Он и сам бы, наверное, хотел быть незаметным. (58)Такой у него характер. (59)Но я этого не допущу!
(60)Летом всему нашему дому слышны звуки кларнета. (61)Но многие не знали, из какого именно окна летят эти звуки. (62)Я объяснила, что это играет мой брат.
(63)Даже в холод я распахиваю окна, чтобы жильцы не отвыкали от Лёвиного кларнета.
(64)Всем соседям я уже рассказала, что Лёва готовится к конкурсу. (65)Пусть меня считают нескромной: я готова ради брата на любые страдания!
(По А. Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — русский советский писатель, сценарист и драматург, автор книг для детей и юношества, лауреат литературных премий.
13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие типы предложений по цели высказывания встретились Вам в тексте и какова их роль?»
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Рассмотрим, как эти типы предложений используются в тексте А.Г. Алексина.
Как и в любом произведении, в предложенном фрагменте преобладают повествовательные предложения: «Мой брат играет на кларнете», «Так хотел дедушка» и другие. Эти предложения составляют основу повествования, позволяя автору рассказать об основных событиях и ввести читателей в курс дела.
Кроме того, в тексте встречаются вопросительные предложения: «Почему не на скрипке? Не на рояле?». Они создают иллюзию диалога с читателем. Благодаря такому подходу кажется, что рассказчица ведёт беседу с тобой здесь и сейчас.
Таким образом, в предложенном фрагменте А.Г. Алексин умело сочетает повествовательные и вопросительные предложения, что позволяет создать интересный текст, который напоминает доверительный разговор с читателями.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 19 текста: «Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату».
Я понимаю предложение 19 из текста А.Г. Алексина следующим образом: рассказчица искренне восхищается талантом своего брата и мечтает поддерживать его на протяжении всей жизни. Позвольте мне привести несколько примеров из текста, которые подтверждают эту мысль.
В самом начале девочка делится историей своего брата и решает вести дневник, чтобы люди могли узнать, каким был её самый близкий человек в детстве. Она постоянно упоминает уникальные способности брата и понимает, что в будущем из-за его большой занятости у него не останется времени на «обыкновенные человеческие дела и заботы». Именно поэтому она решает помогать ему в бытовой жизни.
Кроме того, рассказчица мечтает, как однажды о её брате напишут книгу, в которую войдут отрывки из её дневника: «Это будет мне скромной наградой». Она осознает, что вряд ли сможет сделать что-то выдающееся, но благодаря своей преданности навсегда сохранит память о талантливом кларнетисте.
Таким образом, девочка действительно относится к брату с глубоким уважением и готова отказаться от собственной жизни, чтобы всегда быть рядом с ним и оказывать ему помощь.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие цели в жизни нужно перед собой ставить?» Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Каждому человеку необходимо определить для себя достойную цель, которая станет его главным ориентиром в жизни. Эта цель может быть связана как с личными достижениями, так и с благополучием окружающих.
В тексте А.Г. Алексина можно найти множество примеров, подтверждающих эти идеи. Так, одна из героинь мечтает посвятить свою жизнь брату, который, по её мнению, обладает уникальными способностями и станет выдающимся кларнетистом. Она хочет помогать ему в повседневных делах и поддерживать в его начинаниях на протяжении всей жизни. Таким образом, её цель связана с самым близким человеком.
Ещё один пример целеустремлённого человека можно найти в рассказе А.С. Грина «Зелёная лампа». Джон Ив, который начинал свой путь как нищий бродяга, сумел стать выдающимся хирургом. Его цель была связана с личным успехом, но в то же время он мечтал быть полезным другим, помогать людям.
Каждый из нас имеет свои приоритеты, поэтому и наши цели будут отличаться. Однако, главное — это ставить перед собой благородные цели, направленные на помощь другим.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте