Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Обществознание / 17-20 задание / 21

         Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
         Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).
         Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация – это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.
         Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).
В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.
         Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.
         Десоциализация – это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е.Б. Дудниковой, С.В. Булгакову, В.А. Гижову)

17. Как в тексте раскрыта сущность социализации? Что, по мнению авторов, приобретает индивид в рамках первичной социализации? (Назовите три приобретения.) Как авторы понимают наступление социальной зрелости?

 

18. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид». Когда, по мнению авторов, процесс социализации происходит более активно? Почему, по мнению авторов, подростковый возраст выделяется как особый этап в рамках первичной социализации?
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

 

19. В тексте названы средства позитивного и негативного механизмов социализации. Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из средств, названных в тексте. (Сначала указывайте средство, затем приводите пример, который его иллюстрирует. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание возникновения права собственности. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

20. Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации. Существует мнение, что вторичная социализация происходит под воздействием исключительно внутренних факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два довода, которые подтверждают это мнение, и два довода, которые его опровергают.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты