Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Обществознание / 17-20 задание / 07

          Знание – это всегда знание человека в отличие от информации как «обезличенной формы». Человек, осознавая возможные, в том числе ценностные и другие свои позиции, сам вырабатывает принципы и условия достижения знания, которое он получает с помощью разработанных им языка, приёмов и методов обоснования и проверки, в том числе исключающих его собственное влияние на процесс познания. Но это не означает, что проблема познания сводится к действию некоего «нормативного разума», борющегося с одними приёмами, методами и принимающего другие. Познавательная ситуация, как известно, гораздо сложнее. Проблема сложности познания – это фундаментальный вопрос для науки и образования, поскольку он касается нашей способности организовывать знания, представляя их в определённой форме.
          Очевидно, что познание, в том числе научное, всегда сопровождается богатым набором приёмов и методов, в которых присутствуют сам субъект и его повседневная практика, личный опыт и здравый смысл. Технизация и математизация знания, внедрение электронной техники и Интернета ускоряют решение ряда научных проблем и привносят изменения в образование. При всём этом в эпоху «общества знания» «человек познающий» оказывается на первом плане: его интуиция, личное знание, в том числе неявное, личный опыт и талант заново осмысливаются как источник решения научных проблем. Очевидно, что по-прежнему рациональность развивается не только через совершенствование и обогащение технических способов получения знания, но и через такие пути, как развитие и непосредственное использование особенностей познания и возможностей самого человека.
          Влияет на усложнение понимания познания и возникновение «второй реальности», символической, виртуальной. Она замещает саму действительность и выдаёт себя за неё.

(По Л.А. Микешиной)

17. Как в тексте охарактеризована роль интуиции, личного знания, личного опыта и таланта в познании в эпоху «общества знания»? Какими путями, по мнению автора, по-прежнему развивается рациональность (укажите любые три позиции)? Почему автор считает проблему сложности познания фундаментальным вопросом для науки и образования?

 

18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «деятельность»;
– объясните связь между упомянутым автором внедрением электронной
техники и Интернета и решением научных проблем.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

 

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами роль таких факторов, как повседневная    практика, личный опыт и здравый смысл в процессе получения знаний.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание возникновения права собственности. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о сложности социально-гуманитарного познания.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты