(1)В один из будничных дней поздней, но тёплой осени решил я устроить невеликий праздник для себя и для своего внука Мити, и вместо обычной прогулки, рядом с жильём, сели мы на автобус и уехали в соседний посёлок, совсем небольшой, но с громким названием Пятиморск.
(2)В поздний утренний час просторный вместительный автобус, пробежав недолгие километры по голой пустынной степи, прибыл к первой остановке, высадив немногочисленных пассажиров; к остановке конечной мы остались одни. (3)И вышли одни, рука об руку, старый да малый.
(4)Недолго погромыхав по щербатой асфальтовой дороге, автобус исчез из вида, истаяли звуки его, растворившись в осенней глуши малого селенья: невеликих домиков, просторных садов, огородов, а главное, высоких, раскидистых уличных тополей, клёнов, акаций да вязов.
(5)Обычно во время прогулок малый внук мой любит поговорить, о чём- то спрашивает, что-то рассказывает: «Почему?.. (6)Это интересно! (7)Не понимаю… (8)Теперь понял! (9)Это интересно!..» (10)Словом, не молчит.
(11)А здесь, в посёлке, из автобуса вышли, он – ни слова: глядит по сторонам, обвыкается в новом месте.
(12)Наши обычные с внуком пешие прогулки – возле его жилья, пятиэтажного дома. (13)Ближняя округа – дома́, в основном двухэтажные, а между ними – дощатые, почерневшие от времени сараи да сарайчики с погребами для картошки и прочих запасов; а ещё – гаражи. (14)Всё это тесной толпой, плечом к плечу. (15)Гаражей с каждым годом всё больше, как и легковых автомобилей, которые полонят округу: не только улицы, но и дворы, тротуары. (16)Они газуют, рычат, сердито сигналят, прогоняя с пути тихоходов, старых или малых, вроде нас.
(17)Есть и ещё одно развлеченье. (18)«Кран», «мусорка», «мусоровоз», «свалка» появились в числе первых слов Мити. (19)Потому что рядом целых три «мусорки» с железными баками. (20)Одно из любимых зрелищ для малыша – подъём и опрокидывание баков с мусором в просторное чрево мусоровоза. (21)Натужное гуденье подъёмника, грохот – разве не развлеченье?
(22)А здесь, в дне сегодняшнем, была просто осень. (23)И ничего более. (24)Обычный погожий денёк с редкими тучами, солнцем. (25)Просторная вода, прозрачная у песчаного берега, словно летняя. (26)Только ракушек нет. (27)Они ушли в глубину, на зимовку.
(28)Осень царила в задичавшем просторном парке или просто береговом лесистом займище, где всего понемногу. (29)Могучие раскидистые осокори да серебристые тополя в редкой уже лимонной листве, а в подножьях – её мягкие золотистые россыпи. (30)Рядом – молодые ещё, всего в полвека, дубы в тёмном и светлом янтаре листвы с чёрной прожилью ветвей.
(31)Шумит верховой ветер. (32)Шуршит и падает, кружась, листва, украшая густые чёрные терновые заросли. (33)Ветер, листопад, запах коры, палых листьев, пресной воды – и никаких машин. (34)Для меня, старого, это понятное облегчение. (35)Но и малый внук мой не думал скучать. (36)Он ходил да бродил сам по себе. (37)Бороздил листву, сгребал её в высокие кучи ногами, руками, словно маленький бульдозер. (38)И падал на эту кучу, лежал, отдыхая. (39)На лице – блаженная улыбка. (40)А потом взрыв: охапками листья вверх летят, разносятся ветром – метель многоцветная.
(41)Тоже радость.
(42)Так мы и шли, неторопливо, без видимой цели. (43)Порой забавлялись, нарочито теряясь в чащобе, аукаясь. (44)Редкую в наших краях белку увидели, поглядели на неё, порадовались и снова продолжили свой тихий поход, стараясь держаться ближе к воде, к её тёплому пресному дыханию, плеску волн.
(45)Говорили мы мало, не докучая друг другу.
(46)Незаметно прошёл час и другой, подступило время отъезда. (47)Я сказал:
– Пошли, милый, на остановку.
(48)Малыш перечить не стал, и, миновав тихую улочку, мы вышли к железному павильону автобусной остановки. (49)Наш автобус уже погромыхивал где-то вдали, приближаясь.
(50)И вот тогда, для меня совсем неожиданно, трёхлетний малыш поднял голову и попросил:
– Давай здесь останемся жить.
(51)Что я мог ответить этим светлым детским глазам. (52)Я лишь грустно улыбнулся, вздохнул. (53)Внук меня понял и тоже вздохнул, опуская глаза.
(54)Мы поднялись в автобус, сели у окна и поехали. (55)Прогулка кончилась.
(По Б.П. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – русский прозаик и публицист.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дедушка и внук выехали в Пятиморск рано утром, поскольку путь был долгий.
2) Внук героя-рассказчика, оказавшись в новом месте, задавал особенно много вопросов: ему всё было интересно.
3) Герой-рассказчик устал от обилия машин, поэтому испытывал облегчение, гуляя с внуком в Пятиморске.
4) Мальчику было непривычно находиться в таком тихом месте, поэтому дедушка, чтобы внук не заскучал, старался всячески развлекать его: бросал охапки листьев, нарочно терялся в зарослях парка.
5) И дедушка, и внук испытывали грусть, когда пришло время возвращаться из тихого, спокойного посёлка домой.
Ответ: ___________________________.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2–3 представлено повествование с элементами описания.
2) В предложении 13 представлено рассуждение.
3) Предложение 19 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 18.
4) В предложении 22 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 21.
5) В предложениях 29–30 представлено описание.
Ответ: ___________________________.
25. Из предложений 32–36 выпишите антонимическую пару (пару антонимов).
Ответ: ___________________________.
26. Среди предложений 12–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного и определительного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: ___________________________.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 27, а затем напишите сочинение. |
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как и когда происходит приобщение человека к природе?».
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.