Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Литература / 01-02 задание / 51

           Генералы поникли головами. Все, на что бы они ни обратили взоры,  — все свидетельствовало об еде. Собственные их мысли злоумышляли против них, ибо как они ни старались отгонять представления о бифштексах, но представления эти пробивали себе путь насильственным образом.
           И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение...
           — А что, ваше превосходительство,  — сказал он радостно,  — если бы нам найти мужика?
           — То есть как же... мужика?
           — Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!
           — Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?
           — Как нет мужика  — мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
           Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.
           Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
           — Спишь, лежебок!  — накинулись они на него,  — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!
           Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.
           И зачал он перед ними действовать.
           Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле  — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку  — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»
           Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами  — нигде не пропадешь!»
           — Довольны ли вы, господа генералы?  — спрашивал между тем мужичина-лежебок.
           — Довольны, любезный друг, видим твое усердие!  — отвечали генералы.
           — Не позволите ли теперь отдохнуть?
           — Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.
           Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял  — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

М. Е. Салтыков—Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.

 

1.1. Как и почему меняется настроение генералов от начала к концу приведенного фрагмента?


1.2. Каково авторское отношение к генералам и мужику?

 

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

 

2.1. Выберите другой фрагмент скалки, в котором показано, как мужик заботится о генералах. Как характер героя раскрывается в выбранном фрагменте?

 

2.2. Выберите другой фрагмент сказки, в котором проявилось отношение генералов к мужику. Какие художественные средства, использованные автором в выбранном фрагменте, помогают выявить это отношение?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты