Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Литература / 03-04 задание / 40

Королевна

Не было и нет во всей подлунной
Белоснежней плеч.
Голос нежный, голос многострунный,
Льстивая, смеющаяся речь.

Все певцы полночные напевы
Ей слагают, ей.
Шепчутся завистливые девы
У её немых дверей.

Тёмный рыцарь, не подняв забрала,
Жадно рвётся в бой;
То она его на смерть послала
Белоснежною рукой.

Но, когда одна, с холодной башни
Всё глядит она
На поля, леса, озёра, пашни
Из высокого окна.

И слеза сияет в нежном взоре,
А вдали, вдали
Ходят тучи, да алеют зори,
Да летают журавли...

Да ещё  — души её властитель,
Тот, кто навсегда
Путь забыл в далёкую обитель,  —
Не вернётся никогда!

А. Л. Блок, 1914

 

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

 

3.1. Какие традиции романтической поэзии нашли отражение в приведённом стихотворении А. А. Блока?

 

3.2. С какой целью автор использует в стихотворении эпитеты и повторы?

 

На отдельный лист запишите номер задания 4.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

 

4. Сопоставьте «Королевну» А. А. Блока с «Королевой» С. А. Есенина. В чём различие между персонажами этих стихотворений?

Королева

Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползёт туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.

В чарах звёздного напева
Обомлели тополя.
Знаю, ждёшь ты, королева,
Молодого короля.

Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздаётся звон копыт.

Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезёт тебя он смело
В чужедальни города.

Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен чёткий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.

С. А. Есенин, 1915

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты