Экзаменационный (типовой) материал ВПР / Русский / 4 класс / 03-11 задание / 45

     (1)Все знают, как поют комары. (2)Летним утром в лесу или даже в доме обязательно раздаётся над ухом тоненький, назойливый, неприятный писк. (3)Это комар летит и зудит: «Пи-и-и-и-и». (4)Сел – и сразу смолк. (5)Почему? (6)Да потому, что комары «поют» крыльями. (7)Это их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает высокий, пронзительный звук.
     (8)Мы комариное пение слышим даже сквозь ночной сон, а вот слышат ли комары друг друга? (9)Да, слышат, но об этом люди узнали совершенно случайно. (10)Один учёный работал с электрическим трансформатором – прибором, который во время работы гудит. (11)И вдруг он заметил, что стоит включить трансформатор, как вокруг него собираются комары. (12)Оказывается, прибор гудел точь-в-точь так, как туча комаров, вот они и слетались на знакомый звук. (13)Значит, комары могут слышать и гудение крыльев для них – призывный сигнал.
     (14)Но разве у них есть уши? (15)Конечно, нет, но у комаров усики устроены так, что чувствуют звуки. (16)Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усиками!
                                                                                                              (По В.Н. Танасийчуку)

 

3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Ответ. ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Ответ.

1.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Ответ._____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

6. Как ты понимаешь значение слова «писк» из 2-го предложения? Запиши своё объяснение.

Ответ. Писк– это___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

7. Замени слово «пронзительный» из 7-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

Ответ. Пронзительный –______________________________________________________

 

8. В 15-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

ВПР / Русский / 4 класс / 03-11 задание / 45 изображение 1

Выпиши это слово, обозначь его части.

Ответ. ____________________________________________________________________ 

 

9. Выпиши из 12-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Ответ. ____________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

10. Выпиши из 8-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Ответ. ____________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

11. Выпиши из 7-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

Ответ. ____________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты