(1)Если вы будете внимательно рассматривать цветы, то обязательно заметите, что многие из них похожи на бабочек. (2)Лепестки цветов − чем не крылья бабочек? (3)Они так же воздушны, нежны и великолепно окрашены. (4)Несмотря на то что бабочки − это насекомые, а цветок − часть растения, сходство очевидно.
(5)Когда светит солнце, цветы раскрываются. (6)Бабочки, пчёлы и другие насекомые порхают в прозрачном тёплом воздухе. (7)Но как только начинается дождь и становится прохладно, бо́льшая часть цветков закрывается. (8)Бабочки прячутся, пчёлы остаются в ульях. (9)И цветы, и насекомые – все любят свет и тепло.
(10)Цветы дают насекомым сладкий нектар, из которого пчёлы делают душистый мёд. (11)Кроме нектара пчёлы собирают ещё и пыльцу, чтобы кормить личинок. (12)В то же время большинство цветов не могли бы образовывать плоды и семена, если бы не было насекомых. (13)Ведь, когда насекомые забираются в цветок, они измазывают своё мохнатое тельце пыльцой. (14)Потом переносят её в другой цветок, на рыльце пестика. (15)Так, сами того не замечая, насекомые опыляют цветы. (16)Цветы и насекомые созданы друг для друга, они связаны неразрывными узами.
(По Г. Громану)
3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ.
1.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ._____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь значение слова «улей» из 8-го предложения?Запиши своё объяснение.
Ответ. Улей – это____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Замени слово «душистый» (из 10-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
Ответ. Душистый –__________________________________________________________
8. В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. ____________________________________________________________________
9. Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Выпиши из 10-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
11. Выпиши из 13-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.