Текст 2
(1)Часто говорят про кого-нибудь: у него врождённый вкус. (2)Вовсе нет! (3)Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то,
несомненно, заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. (4)У неё-то они многому научились, благодаря ей многое поняли.
(5)Не надо подходить к произведению искусства предвзято, следуя за устоявшимся «мнением», за модой, за взглядами своих друзей. (6)С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один». (7)Если в своём понимании произведений искусства вы станете следовать моде, мнению других, стремлению казаться изысканным и «утончённым», вы заглушите в себе радость, дающую жизнь искусству, а искусство – жизни.
(8)Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете, вы обманули не других, а самого себя. (9)Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую даёт искусство, непосредственна, как и всякая радость. (10)Нравится – так и говорите себе и другим, что нравится. (11)Только не навязывайте своего понимания или, ещё того хуже, непонимания другим. (12)Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. (13)Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. (14)Уважайте в себе и в других своё отношение к искусству. (15)Помните мудрое правило: о вкусах не спорят.
(16)Значит ли это, что надо полностью замкнуться в себе и удовлетвориться собой, своим отношением к тем или иным произведениям искусства? (17)«Мне это нравится, а это не нравится» – и на этом точка. (18)Ни в коем случае!
(19)В своём отношении к произведениям искусства не следует быть успокоенным,
следует стремиться к тому, чтобы понять то, чего не понимаешь, и углубить своё понимание того, что уже частично понял. (20)А понимание произведения искусства всегда неполное. (21)Ибо настоящее произведение искусства, дарящее человеку радость, «неистощимо» в своих богатствах.
(По Д.С. Лихачёву)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово мудрое
в словосочетании мудрое правило из предложения 15. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. В предложениях 4–6 найдите слово с лексическим значением «совокупность вкусов и взглядов, господствующих в обществе в определённое, обычно недолгое время и
проявляющихся в увлечениях чем-либо, формах быта, одежде». Выпишите это слово.
Ответ.____________________________________________________________________
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) абсолютным вкусом
2) часто говорят
3) мне нравится
4) они научились
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Из предложения 14 выпишите грамматическую основу.
Ответ.____________________________________________________________________
13. Определите тип односоставного предложения 6. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
14. Среди предложений 2-4 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
15. Среди предложений 19-21 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Среди предложений 3-5 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ — = , = ]. Выпишите номер этого предложения.
Ответ.____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.