Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе

Годы написания: 1860–1862.
Направление: реализм.
Род: эпос.
Жанр: роман.

Скачать анализ: Скачать

Смотреть онлайн

Интересные задания:

Историческая основа романа

• Период с 1855 по 1861 годы был сложным временем для России.
• В 1855 году Россия завершила войну с Турцией (закончилось поражением русский войск).
• Смена правителя — смерть Николая I — ознаменовала конец эпохи репрессий.
• Во время правления Александра II в России возникло стремление к образованию в различных слоях населения.
• Разночинцы стали значимой социальной силой, в то время как аристократия потеряла свою ведущую роль.
• Разночинцы в основном выбирали естественные науки, полностью отрицая духовный мир. Именно на основе этих взглядов была создана теория Базарова.

Краткое содержание

События книги разворачиваются в 1859 году, перед крестьянской реформой. Главные герои — Аркадий Кирсанов и его друг Евгений Базаров, нигилист и доктор. Аркадий и Базаров проводят время в поместье Кирсановых и затем отправляются в провинциальный город.

В городе они знакомятся с Анной Одинцовой, в которую Базаров впоследствии влюбляется. После признания в любви Базаров вынужден уехать.

Базаров и Аркадий посещают родителей Базарова, после чего возвращаются в Марьино. Здесь происходит дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, в результате которой последний ранен. Аркадий уезжает к Одинцовой, а Базаров — к своим родителям.

Базаров умирает от заражения крови, полученного при вскрытии умершего от тифа. Одинцова выходит замуж не по любви, Аркадий женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович уезжает за границу.

Композиция

1. Завязка: появление Базарова в доме Кирсановых.
2. Развитие действия: столкновение взглядов Базарова и Кирсановых.
3. Кульминация: дуэль Базарова и Павла Кирсанова.
4. Развязка: смерть Базарова.

Основные проблемы романа

1) Взаимоотношение между поколениями.
2) Личный выбор каждого человека.
3) Трагедия лишнего человека.
4) Новая русская интеллигенция.
5) Вечные ценности.

Тип «нового человека»

Изображая «нового человека» Базарова, Тургенев противопоставил его герою предыдущей эпохи — «лишнему человеку» (Павлу Петровичу). Автор показал, что Базаров обладает более сильным характером, чем Павел Петрович: работоспособность, целеустремлённость, воля, стремление к действию для общей пользы, широта жизненных взглядов и задач выгодно отличают молодого нигилиста от утончённого барина, эгоистичного, погружённого в личные переживания, подчинившегося внешним обстоятельствам.

Базаров в критике

М.А. Антонович «Асмодей нашего времени»: назвал героя карикатурой на молодое поколение. Антонович увидел в романе панегирик «отцам» и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждал, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем «с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом». Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что «Кукшина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович». По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это — чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только «чистое искусство».

Д.И. Писарев «Базаров»: критическое отношение автора к Базарову воспринимается Писаревым как достоинство, так как «со стороны виднее достоинства и недостатки», а «строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание». Трагедию Базарова он видит в том, что его ниги¬листическим силам в современной России не нашлось мес¬та.

Н.Н. Страхов «И.С. Тургенев. Отцы и дети»: «...Искусство всегда носит в себе характер примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отрешение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель...» Однако если у Д. И. Писарева Базаров — герой, у которого слово и дело сливаются в одно целое, то у Страхова нигилист все еще герой «слова», пусть с жаждой деятельности, доведенной до крайней степени.

Псевдонигилисты: Ситников и Кукшина

С их помощью Тургенев открывает ещё один аспект существования идеи в обществе. Независимо от того, какова эта идея, хороша она или дурна, истинна или ложна, становясь достоянием масс, она неизбежно опошляется, снижается, мельчает. Для Ситникова и Кукшиной нигилизм, эмансипация — только маски, в отличие от Базарова они отрицают не «в силу ощущения», а потому, что это модно. В итоге же главной чертой их портретов становится ненатуральность, фальшь, напыщенность.

«Ситниковы нам необходимы, — объясняет Базаров Аркадию. — Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!» Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что-то в нем есть привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей.

Роман испытаний

Базаров изображен Тургеневым в динамике, в столкновениях с другими героями. Характер героя сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, автор заставил его поступиться рядом убеждений, прийти к скептицизму и пессимизму.
 

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте