Чек лист для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по физике

Методические рекомендации предназначены для обучающихся 11 классов, планирующих сдавать ЕГЭ 2024 г. по физике. Методические рекомендации содержат советы разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ. В рекомендациях указаны темы, на освоение/повторение которых целесообразно обратить особое внимание. Рассмотрены новые типы заданий, включённых в контрольные измерительные материалы ЕГЭ 2024 г., и даны рекомендации по их выполнению. Также приведены тренировочные задания новых типов, ответы на них и критерии оценивания.

Рекомендации по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по физике: Скачать

Смотреть онлайн

Подготовка по темам:

  •  Механика: Скачать
  •  Молекулярная физика и термодинамика: Скачать
  •  Электродинамика: электрическое поле, законы постоянного тока, магнитное поле: Скачать
  •  Электродинамика: электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика: Скачать
  •  Квантовая физика. Задания на проверку методологических умений: Скачать
  •  Тренировочные задания: Скачать

Особенности выполнения заданий по разным разделам курса физики
Задания 1–6 по разделу «Механика»

По механике в части 1 работы предлагается 4 задания с кратким ответом в виде числа. Как правило, эти задания не представляют особых сложностей для участников 
экзамена. Но остановимся на трёх моментах, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, это возможность отрицательного ответа при определении проекции ускорения в заданиях линии 1 и определение пройденного пути в тех же заданиях. Рассмотрим для примера график зависимости проекции скорости тела от времени tприведённый ниже. 
Здесь проекция ускорения будет отрицательна в промежутке времени от 5 до 10 с. В самом задании специально указывается, что ответ нужно записать с учётом знака проекции. 
Определение пути сложно в тех случаях, когда график скорости пересекает ось времени, т.е. тело останавливается и начинает двигаться в другую сторону. При 
определении пути графическим способом нужно чётко понимать, площадь каких треугольников рассматривается. Например, для приведённого выше графика путь, пройденный телом в интервале времени от 5 до 10 с, равен 32,5 м.Во-вторых, это использование в заданиях лишних данных, т.е. значений тех величин, которые не нужны для ответа на вопрос. Такие задания встречаются на позиции 4 при проверке понимания периода колебаний математического маятника и силы Архимеда (пример 1). 
 

Пример 1
Куб из материала плотностью 3500 кг/м3и объёмом 600 см3полностью погружён в воду. Определите силу Архимеда, действующую на куб.

В этом задании плотность материала не используется при определении выталкивающей силы, поскольку необходима плотность воды, которую нужно взять из справочных данных. 
И в-третьих, это задания на закон сохранения импульса, в которых ситуация описывается при помощи рисунка (пример 2).

Пример 2
Два тела движутся по взаимно перпендикулярным пересекающимся прямым, как показано на рисунке. Модуль импульса первого тела р1 = 8 кг  м/с, второго тела р2 = 6 кг  м/с. Каков модуль импульса системы этих тел после их абсолютно неупругого удара?

Здесь необходимо сложить указанные вектора и определить импульс системы тел по теореме Пифагора. 
В заданиях на множественный выбор (позиция 5) традиционно особого внимания заслуживают ситуации комплексного анализа колебательных процессов, которые могут описываться как словесно (например, колебания математического маятника с заданным периодом колебаний и начальными условиями), так и в виде таблицы. Задания линии 6 – это преимущественно задания на соответствие, в которых для равноускоренного движения или гармонических колебаний нужно установить соответствие между графиками и физическими величинами, которые они описывают. 
В этом случае нужно помнить, что равноускоренное движение может быть задано различными способами:
- аналитически (например, формулой х(t) = 10 + 5t – 2t2), где все величины выражены в СИ;
- графически (например, показан график зависимости координаты x тела, движущегося вдоль оси Ох, от времени t (парабола – левый рисунок, см. ниже));
- посредством описания ситуации и рисунка (например, движение тела вертикально вверх, движение тела, брошенного под углом к горизонту и движение тела по наклонной плоскости – см. рисунки ниже).

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте