Чек лист для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по истории

Методические рекомендации предназначены для обучающихся 11 классов, планирующих сдавать ЕГЭ 2024 г. по истории. Методические рекомендации содержат советы разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ. В рекомендациях выделены наиболее сложные темы, даны рекомендации по выполнению заданий экзаменационной работы, проанализированы типичные ошибки выпускников 2023 г. Рассмотрены новые типы заданий, включённых в контрольные измерительные материалы ЕГЭ 2024 г., даны тренировочные задания линии 18 нового типа и критерии их оценивания.

Рекомендации по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по истории: Скачать

Смотреть онлайн

Подготовка по темам:

  •  История России и всеобщая история с древнейших времён до начала XVI в.: Скачать
  •  История России в 1505 – 1682 гг.: Скачать
  •  История России с 1682 до 1801 г.: Скачать
  •  История России с 1801 г. до 1914 г.: Скачать
  •  История России с 1914 г. по настоящее время: Скачать
  •  Тренировочные задания: Скачать

Типичные ошибки участников ЕГЭ 2023 г. и рекомендации по их предотвращению
Задания части 1

Задания 1, 3, 5, 7 экзаменационной работы предполагают установление соответствия элементов двух информационных рядов и нацелены на проверку знания участниками ЕГЭ хронологии (задание 1), исторических фактов (3), исторических персоналий (5) и фактов истории культуры (7). 

Задание 1 предполагает установление соответствия между событиями и годами. С 2023 г. в задание 1 обязательно включается материал по истории Великой Отечественной войны. Ошибки, допущенные выпускниками, часто были связаны с незнанием истории Великой Отечественной войны (пример 1).

Пример 1
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) «стояние» на реке Угре
Б) издание Декрета о земле
В) открытие первой железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом
Г) осуществление операции «Концерт»
1) 1480 г.
2) 1791 г.
3) 1837 г.
4) 1917 г. 
5) 1943 г.
6) 1945 г.
Наиболее распространённый частично правильный (содержащий одну ошибку) ответ на задание из примера 1 – 1436. Выпускники, указавшие этот ответ, допустили ошибку именно по причине незнания фактов Великой Отечественной войны (соотнесли операцию «Концерт» с 1945 г.). Также многие выпускники дали ответ 1235, допустив ошибку в определении года, в который произошло событие, также относящееся к XX в. Ошибки, допущенные при выполнении задания 1, которые связаны с незнанием хронологии событий XX в. (особенно событий Великой Отечественной войны) были наиболее распространены в 2023 г. На позиции 3 находится задание, нацеленное на проверку знания выпускниками исторических фактов (пример 2).

Пример 2
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) присоединение Западной Сибири к России
Б) Гражданская война
В) борьба с экспансией рыцарей-крестоносцев на северо-западных границах Руси
Г) участие России в антифранцузских коалициях
1) битва при Молодях
2) сражение при Аустерлице
3) взятие Кашлыка казаками под командованием Ермака Тимофеевича
4) осада Плевны
5) Ледовое побоище
6) разгром войск генерала 
П.Н. Врангеля в Крыму Наиболее распространённые частично правильные ответы при выполнении задания из примера 2 – 3152 и 3452. В обоих случаях выпускники неправильно определили факт, который относится к Гражданской войне. В других заданиях линии 3 участники ЕГЭ 2023 г.также допускали ошибки, прежде всего в соотнесении событий и процессов истории России XX в.

Задание 5 проверяет знание исторических личностей. С 2023 г. в задание 5, как и в задание 1, обязательно включается материал по истории Великой Отечественной войны. Именно с этим связано снижение результата выполнения этого задания по сравнению с 2022 г. В примере 3 представлено одно из заданий линии 5.

Пример 3
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ
А) защита русских земель от половцев
Б) Чесменское сражение
В) Сталинградская битва
Г) I Съезд народных депутатов СССР
1) А.Г. Орлов
2) А.Д. Сахаров
3) И.Ф. Панфилов
4) В.И. Чуйков
5) князь Владимир Мономах
6) князь Святослав Игоревич
Наиболее частые ошибки, допущенные выпускниками при выполнении данного задания, состояли в неправильном определении участника Сталинградской битвы (ответы 5132, 5134), а также I Съезда народных депутатов СССР. При этом значительно меньшее количество ошибок допущено при определении участников событий, указанных под буквами «А» и «Б». При подготовке к экзамену необходимо больше внимания уделять изучению исторических деятелей XX в. Задания на проверку знания исторических персоналий ежегодно выполняются экзаменуемыми с низкими результатами. При изучении исторических личностей необходимо сформировать яркий образ исторической личности. При этом изучение исторических персоналий должно охватывать все основные направления их деятельности. 
Основные направления деятельности необходимо изучить детально, так как часто именно в деталях, определённых действиях исторических личностей состоят причины их успехов и неудач, которые в значительной степени повлияли и на судьбу нашей страны. 

Задание 7 на проверку знания фактов истории культуры традиционно стало самым трудным в части 1 ЕГЭ. Анализ ответов выпускников показал, что культуру всех периодов истории России выпускники в целом знают слабо, но всё же наибольшее количество ошибок они допускают при установлении соответствия для произведений культуры XIXи XX вв. (пример 4).

Пример 4
Установите соответствие между произведениями культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Слово о законе и благодати»
Б) «Домострой»
В) опера «Князь Игорь»
Г) повесть «Собачье сердце»
1) Автор является основоположником русской национальной оперы.
2) Действие произведения происходит в 1920-х гг.
3) Автор – член творческого содружества «Могучая кучка».
4) Автор был выслан из СССР в эпоху «застоя».
5) Автор был современником Ярослава Мудрого.
6) Произведение создано в XVI в.
Наиболее распространённые ошибочные ответы, данные при выполнении задания из примера 10, – 5612, 5614 и 5613. Во всех указанных ответах ошибки допущены при соотнесении произведений XIX и XX вв. Особое внимание следует обратить на изучение литературных и музыкальных произведений, о которых идёт речь в заданиях данной линии. Задания, которые содержат материал, связанный с литературными и музыкальными произведениями, выполняются выпускниками хуже, чем другие.Обратим внимание на то, что читать в учебнике названия памятников культуры не значит эффективно готовиться к выполнению заданий ЕГЭ. Факты истории культуры усваиваются значительно лучше, если их изучение непосредственно связано с изучением вопросов политики, экономики и социальных отношений. Например, при изучении присоединения к России Казанского ханства в XVII в. уместно вспомнить, что в честь этого события на Красной площади в Москве был возведён собор Василия Блаженного (Покровский собор что на Рву), а при изучении Отечественной войны 1812 г. –о возведении Храма Христа Спасителя в Москве, который был создан в знак благодарности Христу Спасителю за победу в этой войне.В задании 2 экзаменационной работы требуется установить хронологическую последовательность событий, одно из которых относится к всеобщей истории (пример 5).

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте