ЕГЭ по биологии 11 класс 2023. Тренировочный вариант (задания и ответы)

ЕГЭ 2023. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 22 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать

Скачать ответы на тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать

Смотреть онлайн 

Интересные задания:

1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

2. Экспериментатор ввел лабораторным мышам гастрин. Как изменились интенсивность перистальтики желудка и показатель pH желудочного сока? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

3. В некоторой молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с гуанином приходится 23%. Определите процентное содержание нуклеотидов с аденином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

4. По изображённой на схеме родословной человека определите вероятность (в процентах) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с явно проявившимся признаком при полном его доминировании. В ответе запишите только соответствующее число.

5. Каким номером на рисунке обозначен побочный продукт фотолиза воды?

6. Установите соответствие между характеристиками и веществами и процессами фотосинтеза, обозначенными на рисунке выше цифрами 2, 6, 7, 9: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания воды?

1) служит растворителем для гидрофобных веществ
2) обладает высокой теплоемкостью
3) характерна низкая теплопроводность
4) обеспечивает тургорные явления
5) между молекулами возникают водородные связи
6) неспособна растворять газы
8. Установите последовательность действий ученого при получении рекомбинантной вакцины против гепатита В. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) встраивание гена в геном дрожжей
2) синтез белка HbS дрожжевыми клетками
3) вырезание гена, кодирующего белок HbS
4) фильтрация раствора с белком HbS от инородных белков
5) получение вакцины
9. Каким номером на рисунке обозначена боковая меристема?

10. Установите соответствие между характеристиками и элементами строения стебля, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 7, 8: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для инфузорий характерно наличие:

1) двух сократительных вакуолей
2) постоянной формы тела за счет клеточной стенки
3) органоидов движения – жгутиков
4) микронуклеуса и макронуклеуса
5) развитого хемотаксиса
6) стрекательных клеток
12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Млекопитающие
2) Жираф
3) Жирафовые
4) Хордовые
5) Нубийский жираф
6) Парнокопытные
13. Каким номером на рисунке обозначена железа, которая начинает атрофироваться с подросткового возраста?

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для органа, представленного на рисунке?

1) депонирует кровь
2) открывает проток в тощую кишку
3) запасает гликоген
4) обезвреживает ядовитые вещества
5) синтезирует трипсин, липазу, амилазу
6) находится в левом подреберье
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К абиотическим факторам, влияющим на организмы, относятся:

1) движение воздушных масс
2) добыча полезных ископаемых
3) температура воздуха
4) пищевые цепи
5) концентрация солей в почве
6) земледелие
20. Установите хронологическую последовательность процессов, происходящих при первичной сукцессии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) развитие лиственных деревьев
2) прорастание семян кустарников
3) заселение вулканических склонов мхами и лишайниками
4) формирование плодородного слоя почвы
5) распространение травянистых растений
22. Проанализируйте график “Зависимость роста органов растения от концентрации гормона ауксина”. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Ауксин в концентрациях, стимулирующих рост побегов, подавляет рост корней.
2) В основе апикального доминирования, вызываемого ауксином, лежит аттрагирующий эффект данного гормона.
3) Пик роста побегов достигается при концентрации ауксина 10 -5 -10-4 M.
4) При низких концентрациях ауксин стимулирует рост клубней.
5) Увеличение концентрации ауксина приводит к линейному росту растения.
23. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить? (*Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

24. Почему увеличение силы раздражителя приводило к увеличению силы (амплитуды) мышечного сокращения? С чем связано достижение максимальной амплитуды сокращения при определенной силе электрического сигнала? Предположите, будет ли наблюдаться увеличении силы сокращения (при увеличении силы стимула) при проведении подобного эксперимента с одиночным мышечным волокном. Ответ поясните, используя знания о том, что сокращение одиночного мышечного волокна подчиняется закону «всё или ничего».

25. На изображении представлен моа – вымершее животное, которое обитало примерно 18,5 млн. лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. К какому современному классу и отряду его можно отнести? Ответ поясните.

26. Изжога – это ощущение жжения в нижнем отделе пищевода. В чем причина ее возникновения? Почему беременные женщины часто страдают от изжоги?

27. Известно, что львиный зев опыляется только шмелями и цветки этого растения соответствуют размерам тела шмеля. Как (с позиций Ч. Дарвина) возникло данное приспособление у львиного зева? Ответ поясните. Как осуществляется стабилизирующий отбор в данном случае?

28. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. В рибосому входят молекулы тРНК в следующей последовательности (указаны антикодоны в направлении от 5’ к 3’ концу): УГЦ; АГГ; АЦУ; ЦУЦ; ГУЦ Установите нуклеотидную последовательность участка иРНК, который служит матрицей при синтезе полипептида, и аминокислотную последовательность этого фрагмента полипептида. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи. Как изменится последовательность полипептида, если вместо тРНК с антикодоном 5’-АЦУ3’ с рибосомой свяжется тРНК, несущая антикодон 5’-ГЦУ-З’? Ответ поясните.

29. При скрещивании лилий с белыми лепестками и округлыми бутонами и красных лилий с продольными бутонами, все потомство имело красные лепестки и округлые бутоны. При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получили четыре фенотипические группы (14%, 14%, 36%, 36%). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы всего потомства. Каково расстояние между генами, отвечающими за цвет лепестков и форму бутонов (в морганидах)?

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте