Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

В конечной контрольной работе представлены 20 заданий, из которых 12 заданий требуют выбора одного верного ответа, а 8 заданий нужно отвечать кратко.

Цель проведения итоговой контрольной работы - определение учебных достижений учащихся 7 класса в изучении предмета "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС. Также важно выявить темы, которые вызывают наибольшие трудности у учащихся.

Скачать контрольную работу: Скачать

Смотреть онлайн

Вариант 1.
Часть 1

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) д..алог, ст..пендия
2) св..детельство, пр..зидиум
3) ч..столюбивый, эп..лог
4) ман..врировать, ид..ал

2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?
1) коло..альный, режи..ёр
2) и..юминация, прогре..
3) га..ерея, ко..орит
4) тро..ейбус, ко..итет

3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кУхонный, обеспЕчение
2) договОр, позвОнит
3) катАлог, началА
4) тортЫ, прАвы

4. Какая группа слов является словосочетанием?
1) впереди лето
2) чёт или нечет
3) разделив на группы
4) приёмник настроен

5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Всё стало вокруг голубым и зелёным.
2) В клетке соловей перестал петь.
3) Прошло несколько месяцев.
4) Ты бы поговорил со мной.

6. Какое предложение является неопределённо-личным?
1) Сад Капулетти.
2) О любви в словах не говорят.
3) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.
4) При сильном ветре выходить в море опасно.

7. В состав какого предложения входит неполное предложение?
1) Знаешь, Зинка, я против грусти.
2) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила машинки.
3) Узнали его офицеры, повезли в крепость.
4) Я буду читать за Хлестакова, а ты — за Осипа.

8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?
1) Очевидно (..) не значит верно.
2) Рифей (..) древнее название Урала.
3) И сейчас многие знают и любят песни времён Великой Отечественной войны (..) «Дороги», «В лесу прифронтовом», «Землянку».
4) Лес (..) будто терем расписной.

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным.
2) «Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним».
3) Однажды — дело было утром часу в двенадцатом — к Перовским нагрянули гости.
4) «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» — сказал Печорин.

10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Об этом портном конечно не следовало много говорить.
2) Для Гулливера одеяло лилипутов казалось маленьким платком.
3) О не клянись луною в месяц раз меняющейся.
4) Люблю тебя Петра творенье!

11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.
2) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая просыпающееся море.
3) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.
4) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека лежавшего на песке у моря.

12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Проводя реформы,
1) перестраивалась вся жизнь России.
2) Пётр Первый опирался на опыт европейских стран.
3) им упорно сопротивлялись бояре.
4) их нелегко было принять.

Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-8
(1)Янтарь – минерал, относящийся к числу полудрагоценных поделочных камней. (2)Человеку он известен давно, тогда янтарь называли капельками солнца. (3)Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о чём пишет древнегреческий поэт Гомер, упоминая янтарь в своей поэме «Одиссея». (4)Позже из янтаря стали приготовлять лекарства, лаки, канифоль. (5)В XVII–XVIII веках из него делали линзы для очков и луп. (6)Иными словами, существовала разнообразная янтарная оптика, самые невероятные, порой фантастические предположения. (7)Например, в Древней Греции говорили, что янтарь – сгусток солнечных лучей или растительное масло, твердеющее под действием муравьиной кислоты. (8)А известный французский натуралист XVIII века Жорж-Луи Бюффон утверждал, что янтарь – это затвердевший мёд. (9)Одним из тех, кто правильно определил происхождение этого минерала, был русский учёный XVIII века М.В. Ломоносов. (10)Он установил, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев и ничего более.
(По В. Сергееву)
1.Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ
1–2 предложениями.

2. Какое из предложений текста содержит доказательство того, о чём говорится в шестом (6) предложении текста? Укажите номер этого предложения.

3. Какая версия происхождения янтаря оказалась верной? Запишите свой ответ
1–2 предложениями.

4.Какое из выделенных слов является эпитетом? Выпишите этот эпитет.
ЯНТАРНАЯ оптика (предложение 6)
НЕВЕРОЯТНЫЕ предположения (предложение 6)
РАСТИТЕЛЬНОЕ масло (предложение 7)
РУССКИЙ учёный (предложение 9)
ХВОЙНЫХ деревьев (предложение 10)

5. Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение написания Н и НН в словах текста.
1) ПОЛУДРАГОЦЕННЫЙ – -НН- пишется, потому что это суффикс полного страдательного причастия прошедшего времени.
2) ПОЛУДРАГОЦЕННЫЙ – -НН- пишется, потому что это суффикс
-ЕНН- полного страдательного причастия прошедшего времени.
3) ПОЛУДРАГОЦЕННЫЙ – -НН- пишется, потому что в прилагательном одна Н относится к корню -цен- (от слова цена), а другая – к суффиксу.
4) МУРАВЬИНЫЙ – -Н- пишется, потому что это суффикс отымённого прилагательного -ИН-.
5) МУРАВЬИНЫЙ – -Н- пишется, потому что это суффикс отымённого прилагательного -Н-.

6.Из предложений 7–9 выпишите синоним глагола ГОВОРИТЬ (ГОВОРИЛИ в предложении 7).

7.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) на границах причастного(-ых) оборота(-ов).
Например,(1) в Древней Греции говорили,(2) что янтарь – сгусток солнечных лучей или растительное масло, (3) твердеющее под действием муравьиной кислоты. А известный французский натуралист XVIII века Жорж-Луи Бюффон утверждал, (4) что янтарь – это затвердевший мёд. Ответ:

8. Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте