Итоговое сочинение на тему "Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?" ЕГЭ 2025

Гарантированные работы с аргументацией и цитатами из литературы, включая вступление и заключение, пригодные для сдачи ЕГЭ.

Пример №1 итогового сочинения

Отцы и дети часто расходятся во взглядах, что приводит к конфликтам. Однако, к сожалению, они не всегда осознают, что могут многому научиться друг у друга. Даже те, кого принято считать «безнадежно отставшими» от жизни, и те, кто считается неисправимыми максималистами, могут стать примером для подражания или источником мудрых советов.

Чему же разные поколения могут научить друг друга? На стороне отцов — опыт и житейская мудрость. Они редко совершают поспешные поступки, следуя принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь». Этого часто не хватает молодым людям, которые часто действуют, не задумываясь о последствиях. Порой эти последствия застают их врасплох, ставя в тупик. Если бы молодежь научилась трезво оценивать реальность, это помогло бы избежать многих проблем. Кроме того, у отцов можно научиться жить спокойно и ценить каждый момент, ведь жизнь у нас одна.

Старшему поколению стоит поучиться у молодых людей решительности. Даже самым рассудительным отцам иногда не хватает смелости. Также молодежь может научить быть более гибкими в своих взглядах и традициях, подстраивая их под современные условия. Я считаю, что в наше время это очень важно. Молодые люди более открыты к переменам, чего часто не хватает старшим. Также отцам стоит перенять от молодых людей немного непосредственности.

Это утверждение можно подтвердить литературными примерами. Николаю Болконскому из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» стоило бы поучиться у своих детей быть мягче. Если бы он внимательнее присмотрелся к княжне Марье, то, возможно, начал бы уступать другим, когда это действительно необходимо. В то же время Марья могла бы научиться у отца отстаивать свое мнение. Андрей Болконский после Аустерлица мог бы открыть глаза многим на истинный смысл жизни, и даже старшие могли бы поучиться у него.

Герои произведения Л.Н. Толстого показывают, что отцы и дети могли бы многому научиться друг у друга, если бы умели признавать свои недостатки и замечать достоинства других.

Вика Люберецкая из романа Б. Васильева «Завтра будет война» была очень похожа на отца характером. Как и он, девочка не отказывалась от своих взглядов даже под давлением Валендры. Героиня была хорошим другом, хоть и не всех пускала в свою душу. В конце романа проявляется еще одно положительное качество героини — она не умеет предавать близких. То, что она совершила самоубийство, конечно, трудно одобрить, но такой верности стоило бы поучиться многим взрослым.

Этот пример, как и предыдущий, показывает, что отцы и дети должны отмечать для себя лучшие качества друг друга и воспитывать их в себе.

Размышляя над поставленным вопросом, можно сделать следующий вывод: если дети будут наблюдать за отцами, а отцы — за детьми, они смогут воспитать в себе лучшие качества и избежать множества проблем.

Пример №2 итогового сочинения

Конфликт между поколениями — это вечная проблема, возникающая из-за недопонимания между людьми разных возрастов, их разного отношения к жизни и зачастую противоположных взглядов. В пылу споров «отставшие от жизни отцы» и максималисты-дети даже не подозревают, что могут быть полезны друг другу. В чём же заключается эта польза?

Я считаю, что взрослые могут поделиться с детьми своей жизненной мудростью, которая приобретается лишь спустя десятилетия «взлётов и падений». В свою очередь, дети могут научить взрослых решительности и прагматичности. Хотя молодое поколение и не всегда придерживается принципа «семь раз отмерь, один раз отрежь», оно способно на великие свершения и отчаянные поступки, движимые любовью. Дети не живут предрассудками, как это часто бывает со взрослыми, они интуитивно выбирают лучшие пути и не боятся идти по ним с высоко поднятой головой.

Многие известные писатели пытались ответить на вопрос, чем могут быть полезны друг для друга отцы и дети. Например, в произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой знакомит читателя с семьёй Болконских. Старый князь относится к детям довольно строго, не прощая ни одного проступка и критикуя даже мелкие оплошности. В глубине души герой любит сына и дочь, но из-за воспитания и возраста не показывает им этого. Дети могли бы научить его терпению, смирению и добродетели, а князь Андрей — решительности. В битве при Аустерлице Андрей Болконский становится одним из немногих, кто открывает для себя истинный смысл жизни. Дети же могли бы перенять у отца жизненный опыт, связанный с пребыванием в высшем обществе.

Другой пример можно найти в произведении Б. Васильева «Завтра будет война». Вика Люберецкая была похожа на своего отца характером. Она никогда не отказывалась от своих убеждений, даже под страхом смерти. Девушка также оказалась хорошей подругой, которая никогда не предаст близких. Взрослые люди часто оказываются лицемерными, поэтому им стоило бы поучиться у героини добродетели. Возможно, Вика смогла бы перенять у отцов жизненный опыт, который спас бы её от самоубийства.

Таким образом, детям и отцам давно пора сесть за стол переговоров. Они являются носителями уникального жизненного опыта, который может быть использован для благих целей, таких как развитие не только отдельной личности, но и всего поколения.

Пример №3 итогового сочинения

Старшее поколение всегда было источником мудрости и проверенного опыта, на который можно положиться. «Отцы» отличаются ответственностью и осторожностью, они подходят к любым делам методично и расчетливо.

Совсем иначе обстоят дела с молодежью. Мы отважны, прогрессивны и не боимся рисковать. Благодаря нашей энергии открываются новые горизонты и сбываются самые смелые мечты. Многие авторы писали о том, что разные поколения могут обмениваться своими сильными сторонами и работать сообща.

В контексте этой темы стоит упомянуть роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В этом произведении подробно описывается семья Ростовых, которая оказалась на грани банкротства. В решающий момент мать написала письмо сыну Николаю с просьбой приехать и помочь спасти состояние. К тому времени ее муж уже вел хозяйство самостоятельно, но ему не хватало хватки, чтобы навести порядок в делах. В связи с этим графиня возлагала большие надежды на Николая, надеясь, что он сможет помочь родителям. Однако Николай решил действовать по-своему, не учитывая опыт отца. Он не разобрался с конторской книгой и сразу обвинил управляющего во лжи. Применив к нему силу, он попал в неловкое положение, ведь сам был виноват перед ним. Очевидно, что старому графу не хватало настойчивости и энергии сына, а Николаю — знаний и умений хозяина. Если бы они могли обменяться своими «козырями», то смогли бы действовать более эффективно, что и произошло в эпилоге, где Николай успешно стал помещиком, применив весь опыт старших и свои лидерские качества.

Подобный обмен мог произойти и в романе-эпопее Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Ильинична неоднократно поучала свою невестку, передавая ей свой опыт, но и сама могла бы извлечь из него полезные уроки. Годами она терпела скотское поведение мужа: побои, алкоголизм, измены. Она неделями не могла встать от нанесенных увечий, но ни разу не ушла от него, чем даже гордилась на склоне лет. Эту покорность она пыталась навязать Наталье, и советы были не так уж плохи: кротость и ожидание помогли Наталье вернуть мужа и даже задержать его в семье. Но сама Ильинична должна была бы взять пример с Натальи, у которой все же остались гордость и сила, чтобы не терпеть того, чего прощать нельзя. Своей пассивностью она распустила мужа, и он совершал предосудительные поступки вплоть до самой смерти, не ценя то, что имел. Если бы она, как и Наталья, давала понять свое недовольство жесткими мерами, возможно, жизнь Ильиничны была бы не такой тяжелой. Можно сделать вывод, что героини могли бы обменяться своими сильными сторонами и научить друг друга тому, чего им не хватало.

Таким образом, «отцы» и «дети» могут обогащать друг друга новыми знаниями и умениями. Старшее поколение отличается мудростью и рассудительностью, их многому научила долгая жизнь. Но не менее полезен опыт молодежи, которая лучше адаптируется к изменениям и создает прогрессивные начинания. Гармония — вот ключ к успеху обеих социальных групп.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте