Итоговое сочинение на тему "Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?" ЕГЭ 2025

Гарантированные работы с аргументацией и цитатами из литературы, включая вступление и заключение, пригодные для сдачи ЕГЭ.

Пример №1 итогового сочинения

Без научных открытий жизнь человека была бы намного менее комфортной. Современная медицина позволяет нам справляться с заболеваниями, которые раньше были смертельными. Информационные технологии обеспечивают связь с друзьями и родственниками, находящимися далеко от нас, а также предоставляют доступ к информации из различных областей знаний.

Однако, несмотря на все эти достижения, учёные, проводящие научные исследования, не всегда следуют моральным принципам. Они могут выпустить новый препарат, не убедившись в его безопасности, или провести жестокий эксперимент на животных. Поэтому установление нравственных ограничений в научной деятельности является важным шагом на пути к новым открытиям.

В качестве яркого примера можно привести профессора Филиппа Филипповича Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Этот известный хирург не спасал жизни, а принимал богатых пациентов, желающих вернуть себе молодость и привлекательность. Но Преображенский не мог остановиться на достигнутом. Он стремился совершить революционное открытие, поймав бродячего пса и пересадив ему человеческий гипофиз.

В результате появился Полиграф Полиграфович Шариков — существо, не способное стать полноценным членом общества. Не будучи ни зверем, ни человеком, он не мог найти себе применение и доставлял множество хлопот окружающим. В конце концов Преображенскому пришлось снова «превратить» несчастного Полиграфа Полиграфовича в собаку.

Ещё одним примером учёного, совершившего роковую ошибку, является Виктор Франкенштейн, центральный персонаж романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Правда, мотивация главного героя здесь отличается от замыслов профессора Преображенского. Молодой Виктор Франкенштейн считает науку смыслом жизни и задумывает эксперимент скорее из чистого интереса, нежели ради богатства или славы. Соединив несколько тел, он «создаёт» нового человека, который оказывается настоящим чудовищем и начинает мстить учёному, расправляясь с членами его семьи.

В отличие от Филиппа Филипповича из «Собачьего сердца», Виктор Франкенштейн искренне переживает за тех, кого втянул в неприятности, за самого себя и даже за созданного им монстра. Однако учёный оказывается не в силах что-либо изменить, и ему так и не удаётся встретиться с чудовищем, в которое он вдохнул жизнь. Этот фантастический сюжет доказывает, что человек не имеет права ставить эксперименты, противоречащие моральным законам.

Таким образом, наука сама по себе не является ни злом, ни благом. С помощью технических достижений человек может развить эрудицию и поправить здоровье, но также может нанести немалый вред окружающим. Поэтому необходимо, чтобы существовали способы предотвратить негуманные эксперименты.

Пример №2 итогового сочинения

Научные открытия в большинстве случаев приносят пользу человечеству. Прорывы в медицине и освоение космоса помогают обществу преодолевать болезни и расширять горизонты. Однако с научно-техническим прогрессом возникает вопрос о необходимости введения нравственных ограничений.

Многие отечественные писатели пытались ответить на вопрос о том, нужны ли этические нормы для научных исследований. Например, в произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский — успешный ученый-биолог, который впервые в мире пересаживает гипофиз мозга. Благодаря этой манипуляции он превращает бродячего пса в человека, что становится выдающимся экспериментом.

Сначала профессор счастлив, ведь его труды не прошли даром. Но со временем он замечает, что у его нового подопечного Шарикова дурной характер: он хамит, видит своё предназначение в убийстве котов и страдает чрезмерным эгоизмом. Дерзкая, агрессивная и совершенно невоспитанная личность, пересаженная псу, ставит перед профессором вопрос о том, стоил ли эксперимент того. Отсутствие нравственных ограничений в науке чуть не привело к трагедии. В итоге герой возвращает всё на свои места, совершая обратное хирургическое вмешательство.

Ещё один пример можно найти в произведении Евгения Велтисова «Приключения Электроника». Профессор Громов создаёт кибернетического мальчика, который почти ничем не отличается от обычного ребёнка. Он похож на местного мальчика Серёжу Сыроежкина. В ходе эксперимента подопечный профессора сбегает, чтобы прожить жизнь прототипа, что могло бы привести к катастрофе. В интерпретации автора кибернетический мальчик не успевает ничего натворить, но вопрос о том, что могло бы быть, остаётся открытым. Ведь роботы не умеют чувствовать, не различают эмоции и не понимают разницы между добром и злом. В этом случае эксперимент мог оказаться не только безнравственным, но и социально опасным.

Таким образом, каждое научное исследование должно работать в рамках нравственных ограничений. Только так общество сможет не беспокоиться о возможных плачевных последствиях, а наука не будет уничтожена как область знания.

Пример №3 итогового сочинения

Научные открытия принесли человечеству множество благ, сделав нашу жизнь более комфортной и безопасной. Однако, наряду с положительными моментами, в научных исследованиях есть и неоднозначные аспекты, которые вызывают вопросы о нравственности.

Например, насколько этично клонирование или стремление к бессмертию? Допустимо ли создавать технологии, способные «превращать» одно животное в другое или искусственно наделять его человеческими чертами? Следует ли продолжать совершенствовать роботов, стремясь к достижению их искусственного интеллекта, равного живому человеческому разуму?

В поисках ответа на эти вопросы можно обратиться к художественной литературе. В романе Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский, известный ученый-биолог, ставит рискованный эксперимент: с помощью хирургических манипуляций и инъекций он превращает обычного бродячего пса в человека.

Сначала эксперимент производит ошеломляющее впечатление: внешне животное ничем не отличается от человека, поскольку его организм имеет все соответствующие системы и функции. Однако вскоре становится ясно, что это лишь пародия на человека, с примитивной животной сутью. Попытки привить ему культурные и моральные ценности не увенчались успехом: новоиспеченный Шариков был дерзок, агрессивен и не поддавался воспитанию.

Его инстинкты и потребности были примитивными. В конце концов, он стал настолько опасен для окружающих, что Преображенский был вынужден вернуть его обратно в собаку. Отсутствие нравственных ограничений в области науки привело к тому, что эксперимент едва не закончился трагедией.

В произведении Евгения Велтистова «Приключения Электроника» профессор Гель Иванович Громов создаёт кибернетического мальчика, похожего на обычного Серёжу Сыроежкина. В ходе эксперимента робот сбегает и успевает побывать в роли двойника своего прототипа. По версии автора, Сыроежкин-2 ничего не успевает натворить, но становится не по себе, если представить, что могло бы произойти, если бы это случилось на самом деле.

Очевидно, что такие эксперименты не только безнравственны, но и социально опасны. Это наводит на мысль о необходимости нравственных ограничений в области научных исследований. Однако эти ограничения должны быть разумными и применяться индивидуально в каждом конкретном случае. Бездумное, механическое введение подобных санкций может привести к уничтожению науки и страданиям ни в чём не повинных людей.