Методические материалы для подготовки экспертов по проверке итогового собеседования по русскому языку 2024

Итоговое собеседование. Пособие содержит методические рекомендации по оцениванию выполнения всех заданий итогового собеседования, в нём анализируются ответы обучающихся, типичные ошибки участников итогового собеседования.

Скачать методические рекомендации: Скачать

Смотреть онлайн

Формирование коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. В самом общем виде эта компетенция может быть понята как существенное продвижение в овладении аудированием и чтением, говорением и письмом как видами речевой деятельности 

Эта компетенция включает знание основных речеведческих понятий: признаки текста, функциональные разновидности языка, функциональносмысловые типы речи, способы и средства связи предложений в тексте и т.д. Однако эти знания и умения сами по себе ещё не обеспечивают способности к общению, адекватному коммуникативной ситуации, овладению различными видами речевой деятельности в разных сферах общения. Определяющее место в коммуникативной компетенции занимает владение коммуникативными умениями, среди которых важное место занимает умение выбирать нужную языковую форму, способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта. Собственно коммуникативные умения – это умения речевого общения с учётом того, с кем, где и с какой целью мы говорим.
Являясь продуктивным видом речевой деятельности, говорение в школе развивается в русле коммуникативной компетенции, которая формируется на базе лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций.

Следует отметить, что наличие итогового собеседования по русскому языку на уровне государственного контроля обусловлено логикой тех задач, которые стоят перед образованием. Динамика социальных процессов, инновационной характер производства, информатизация всех сфер жизни предъявляют современному человеку качественно новые требования. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от его речевого поведения, от способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.
Говоря о значимости продуктивной речевой деятельности в аспекте социализации, нельзя сводить всё к прагматической стороне языка, превращая его только в инструмент делового общения. Необходимо осознавать, что язык человека конструирует определённую картину действительности и что восприятие реальности, её оценка во многом зависят от того, какие языковые концепты актуализируются в сознании человека.
Эклектичность сознания, отсутствие целостного мировоззрения, контекстуальность суждений и оценок, противоречивость, неспособность к критическому осмыслению фактов, низкий уровень интроспекции, бытийная неосвоенность базовых концептов русской культуры, деформация концептов как результат влияния массовой культуры, резкое уменьшение количества слов в индивидуальном лексиконе, клиповое мышление – со всеми этими особенностями речевого поведения подростков сталкивается современная школа. Неслучайно, отвечая на вызовы времени, первостепенную задачу современного образования представители психологической педагогики стали видеть в воспитании души, ибо «образование без души опустошает душу»

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте