Новый тренировочный вариант ЕГЭ по биологии 11 класс 2024 (задания и ответы)

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–21) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов

Задания части 2 (23–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение. Все записи следует делать яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы

Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Смотреть онлайн

Интересные задания:

№1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живого» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Глобальная экосистема.

№2. В эксперименте исследователь планирует с помощью химических реагентов подавлять рост пыльцевой трубки у самоопыляющегося цветкового растения. Как при этом изменится количество созревших семян и количество семязачатков у растения? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

№3. Из микроспоры свёклы обыкновенной в результате митоза образовались клетки, которые содержат по 9 хромосом. Определите количество хромосом микроспоры. В ответе запишите только соответствующее число.

№4. Сколько разных фенотипов образуется при самоопылении дигетерозиготного растения томата с высоким пурпурным стеблем при полном доминировании и независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

№5. Каким номером на схеме обозначена иРНК?

№6. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

№7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже методов используют в генетике человека? 1) биохимический 2) генеалогический 3) мутагенез 4) полиплоидизация 5) гибридологический 6) цитогенетический.

№8. Установите последовательность этапов клонирования овцы. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр. 1) гормональная стимуляция овуляции 2) дробление яйца 3) удаление ядра из овоцита 4) введение ядра соматической клетки в безъядерную гамету 5) формирование эмбриона.

№9. Каким номером на рисунке обозначен организм, для которого характерна лучевая симметрия тела?

№10. Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

№11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В семязачатке и голосеменных, и покрытосеменных растений 1) образуется женский гаметофит 2) образуются пыльцевые зёрна 3) происходит оплодотворение 4) формируется восьмиядерный зародышевый мешок 5) в результате мейоза образуется мегаспора 6) формируется плод.

№12. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр. 1) Лаванда 2) Растения 3) Двудольные 4) Покрытосеменные 5) Губоцветные 6) Лаванда настоящая.

№13. Каким номером на рисунке обозначено компактное вещество кости?

№14. Установите соответствие между характеристиками и структурами кости взрослого человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

№15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие симптомы наиболее вероятно свидетельствуют о дефиците витамина А? 1) низкая свертываемость крови 2) ломкость волос и ногтей 3) ухудшение сумеречного зрения 4) кровоточивость десен 5) деформация костей 6) сухая кожа.

№16. Установите последовательность соподчинения следующих элементов в организме человека, начиная с наименьшего. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр. 1) вестибулярный аппарат 2) задний полукружный канал 3) внутреннее ухо 4) волосковая чувствительная клетка 5) система полукружных каналов

№17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ч. Дарвина. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Учёный считал, что любые признаки, приобретенные организмом, передаются в ряду поколений. (2) Все виды обладают способностью к быстрому увеличению численности, но ресурсы среды ограничены. (З) Естественный отбор в отдельных изолированных группах постепенно ведет к дивергенции признаков. (4) В каждом живом организме изначально заложено стремление к совершенствованию. (5) Наследственная изменчивость обусловлена появлением мутаций и перекомбинацией генов. (6) Возникновение приспособленности организмов к условиям среды является результатом естественного отбора, но имеет относительный характер.

№18. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе круговорота азота происходит 1) дыхание животных и растений 2) фотосинтез растений 3) связывание азота цианобактериями 4) образование солей аммония клубеньковыми бактериями 5) денитрификация бактериями соединений азота 6) фотосинтез цианобактерий.

№20. Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

№21. Проанализируйте диаграммы «Функционирование экосистем при различном типе использования почвенных ресурсов». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) При низкой интенсивности использования почвы урожайность ниже 2) Устойчивость экосистемы при низкой интенсивности использования почвы понижается 3) При высокой интенсивности использования почвы низкий контроль вредителей понижает доход от повышенного урожая 4) Низкая урожайность не позволяет окупить низкую интенсивность использования почвы 5) При высокой интенсивности использования почвы разложение детрита происходит менее интенсивно.

№22. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему необходимо, чтобы варианты лизоцима не имели других различий в составе аминокислот, кроме количества дополнительных S-S связей? Объясните, почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что для измерения температуры денатурации для вариантов лизоцима А-С использовали один прибор, а для вариантов D-F — другой? *Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

№23. Объясните, почему в последующих экспериментах вариант лизоцима с тремя дополнительными S-S связями не проявлял специфической ферментативной активности, изначально характерной для этого белка. Какие изменения в кодирующем лизоцим участке должны произойти, чтобы в клетке синтезировался полипептид с дополнительными S-S связями? Ответ поясните.

№24. Какие структуры сустава обозначены цифрами 1 и 2? Какую функцию выполняет каждая из этих структур? Какие характеристики этих структур обеспечивают выполнение их функций?

№25. Почему такие анатомические особенности травянистых растений, как густая сеть жилок и сильно развитая механическая ткань позволяют им адаптироваться к засушливым условиям? Ответ поясните.

№26. В лаборатории были получены фрагменты двух разных белков: 1) лиз-арг-вал-ала-гис-арг-лиз-лей; 2) вал-лей-сер-иле-вал-гли-фен-про. Предположите, какая из представленных последовательностей принадлежит гистону (ДНК-связывающему белку, обеспечивающему электростатическое взаимодействие), а какая — белку, расположенному внутри билипидного слоя мембраны клетки. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу «Свойства аминокислот».

№27. Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуй женских шишек и макроспоры (женской споры) ели? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются клетки шишки и макроспора ели?

№28. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена куриной слепоты (ночной слепоты) наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и куриной слепотой вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и нормальным ночным зрением. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте