Новый тренировочный вариант ЕГЭ по биологии 11 класс 2024 (задания и ответы)

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–21) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов

Задания части 2 (23–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение. Все записи следует делать яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы

Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Смотреть онлайн

Интересные задания:

1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. Работа фермента ДНК-полимераза.

2. Экспериментатор ввел в клетку вещество, блокирующее работу рибосомы. Как изменились количество тРНК и скорость трансляции в клетке? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась.

3. Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки в метафазу митоза, если в диплоидном наборе содержится 24 хромосомы? В ответе запишите только соответствующее число.

4. По изображённой на схеме родословной человека определите вероятность (в процентах) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с явно проявившимся признаком. В ответе запишите только соответствующее число.

5. Каким номером на рисунке обозначена самая продолжительная фаза жизненного цикла клетки?

6. Установите соответствие между процессами и фазами цикла клетки, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных ниже признаков можно использовать для описания массового отбора?

  • 1) применим только для животных
  • 2) в потомстве выделяются чистые линии
  • 3) используется для перекрестноопыляемых растений
  • 4) интерес представляют индивидуальные признаки
  • 5) осуществляется на основе фенотипа
  • 6) отбирается группа особей с необходимыми признаками

8. Установите последовательность действий при размножении покрытосеменного растения, начиная с восстановления диплоидности. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) формирование пыльцевого зерна 2) развитие эндосперма 3) проникновение спермиев в семязачаток 4) оплодотворение с образованием зиготы 5) образование микроспоры.

9. Каким номером на рисунке обозначена структура, где содержатся пыльцевые гнезда?

10. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 5, 6, 8: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для изображенного организма характерно:

  • 1) является плесневым грибом
  • 2) размножается конидиями
  • 3) выделяет пенициллин
  • 4) осуществляет этиловое брожение
  • 5) способен к фотосинтезу
  • 6) мицелий не разделен на клетки

12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Млекопитающие 2) Хоботные 3) Позвоночные 4) Хордовые 5) Индийский слон 6) Слон.

13. Каким номером на рисунке обозначен орган, в котором осуществляется выработка панкреатического сока?

14. Установите соответствие между функциями и органами пищеварительного системы, обозначенными на рисунке выше цифрами 4, 5, 9, 10: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) мышца хрусталика 2) роговица 3) задняя камера 4) центральная ямка 5) сетчатка 6) стекловидное тело.

16. Установите последовательность прохождения нервного импульса при ударе конечностью. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) механорецептор 2) мышечное волокно 3) вставочный нейрон 4) афферентный нейрон 5) центробежный нейрон.

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К примерам окислительно-восстановительной функции живого вещества относится: 1) окисление углеводов до углекислого газа при клеточном дыхании 2) образование залежей торфа 3) аккумуляция энергии солнца 4) восстановление сульфатов серобактериями 5) накопление хвощами кремния 6) изменение степени окисления железа хемосинтетиками.

19. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

20. Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите семейство, к которому оно относится, характерную особенность семейства и плод изображенного растения. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.

21. Проанализируйте график, отражающий изменения температуры тела человека во время болезни. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • 1) Температура тела во время болезни утром всегда ниже, чем вечером.
  • 2) На протяжении шестого дня болезни температура была стабильной.
  • 3) Температура была максимальной на третий день болезни.
  • 4) Повышение температуры служит защитной реакцией организма.
  • 5) На седьмой день наблюдения человек выздоровел.

22. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить? * Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.

23. Почему увеличение силы раздражителя приводило к увеличению силы (амплитуды) мышечного сокращения? С чем связано достижение максимальной амплитуды сокращения при определенной силе электрического сигнала? Предположите, будет ли наблюдаться увеличении силы сокращения (при увеличении силы стимула) при проведении подобного эксперимента с одиночным мышечным волокном. Ответ поясните, используя знания о том, что сокращение одиночного мышечного волокна подчиняется закону «всё или ничего».

24. Какие клетки гидры обозначены на рисунке под буквами А и Б? К какому слою клеток они относятся и какова их роль в пищеварении?

25. Известно, что терморегуляция в организме человека осуществляется за счет механизмов теплопродукции и теплоотдачи. Укажите, где располагается центр терморегуляции у человека. Как будет осуществляться регуляция теплового баланса в организме при нахождении человека в сауне и с помощью каких систем органов?

26. У растений формируются видоизменения органов с целью приспособления к условиям окружающей среды. Ярким примером видоизменений являются усы винограда и усы гороха. Как называются подобные органы? Ответ поясните. В результате какой формы эволюции они сформировались? Какую функцию выполняют данные органы?

27. Какой хромосомный набор характерен для гамет хламидомонады и ее зооспор? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28. На X и Y хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена и между ними происходит кроссинговер. Один из таких генов вызывает нарушения в развитии скелета. Рецессивный аллель гемофилии наследуется сцепленно с полом. Мужчина-гемофилик с нормальным развитием скелета, мать которого страдала нарушениями в развитии скелета, женился на женщине с обеими патологиями, родители которой имели нормально развитый скелет. Родившийся в этом браке сын с нарушениями скелета и гемофилией женился на здоровой гетерозиготной женщине. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол будущего потомства. Возможно ли рождение в первом браке дочери, страдающей гемофилией, но при этом имеющей нормальный скелет? Ответ поясните.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте