Новый тренировочный вариант ЕГЭ по биологии 11 класс 2024 (задания и ответы)

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–21) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов

Задания части 2 (23–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение. Все записи следует делать яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы

Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Смотреть онлайн

Интересные задания:

1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. Разделение форменных элементов крови и плазмы под действием центробежных сил.

2. Экспериментатор поместил измельченные зерновки пшеницы в емкость с желудочным соком. Как изменилось количество глюкозы и пептидов в емкости? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась.

3. Сколько молекул иРНК участвует в биосинтезе фрагмента полипептида, состоящего из 23 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.

4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания дигетерозиготного гороха с гладкими семенами и высоким стеблем с горохом с низким стеблем и морщинистыми семенами (гладкая форма семян и высокий стебель являются доминантными признаками). Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

5. Каким номером на рисунке обозначена структура, являющаяся центром образования субъединиц рибосом?

6. Установите соответствие между признаками и структурами клетки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже примеров относятся к деятельности генной инженерии?

  • 1) встраивание необходимых генов в плазмиду
  • 2) клонирование
  • 3) создание генно-модифицированных овощей
  • 4) гибридизация соматических клеток
  • 5) выведение свиней с геном флуоресценции
  • 6) культивирование каллусных тканей

8. Установите последовательность процессов эмбриогенеза человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) формирование однослойного зародыша
  • 2) закладка нервной трубки и хорды
  • 3) инвагинация слоя клеток
  • 4) дробление зиготы
  • 5) образование гаструлы

9. Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, которая попадает в организм промежуточного хозяина?

10. Установите соответствие между характерными признаками и стадиями жизненного цикла, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 3, 7, 8: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К характерным признакам грибов относят:

  • 1) питаются осмотрофно
  • 2) переживают неблагоприятные условия с помощью спор
  • 3) не имеют аппарата Гольджи
  • 4) с деревьями образуют симбиоз – микоризу
  • 5) осуществляют всасывание воды с помощью ризоидов
  • 6) в клеточной стенке содержится хитин.

12. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) Двудольные
  • 2) Астровые
  • 3) Покрытосеменные
  • 4) Растения
  • 5) Василек луговой
  • 6) Василек.

13. Каким номером на рисунке обозначена структура, в которой собирается конечная моча?

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 3, 6: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К парным костям черепа относятся: 1) нижняя челюсть 2) затылочная кость 3) верхняя челюсть 4) лобная кость 5) скуловая кость 6) височная кость.

16. Установите последовательность прохождения пищи по анатомическим структурам пищеварительной системы человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) пищевод 2) ротовая полость 3) тощая кишка 4) желудок 5) прямая кишка.

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К сходствам искусственных и естественных экосистем относят: 1) наличие продуцентов, консументов, редуцентов 2) саморегуляция 3) использование солнечного света в качестве источника энергии 4) длинные пищевые цепи 5) способность к развитию 6) участие человека.

20. Определите стадию эмбриогенеза хордового животного, зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и органы, которые из него развиваются. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

21. Проанализируйте таблицу «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • 1) Наличие глюкозы в составе вторичном мочи свидетельствует о нарушении процесса реабсорбции.
  • 2) Содержание мочевины в первичной моче и плазме крови различно.
  • 3) Плазма крови отличается от первичной мочи наличием белков, жиров.
  • 4) Наличие белков в составе первичной мочи свидетельствует о нарушении процесса фильтрации.
  • 5) Процентное содержание мочевой кислоты во вторичной моче примерно в 10 раз больше, чем в первичной.

22. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой характеристикой должны обладать растительные объекты для данного опыта? Объясните, почему в связи с этим нельзя было использовать корнеплод моркови вместо свеклы. * Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

24. Определите, для каких классов позвоночных животных характерно строение головного мозга, изображенное на рисунке под буквами А и Б. У представителей какого из этих классов лучше развит мозжечок и почему?

25. Школьники решили размножить вегетативным способом топинамбур и свеклу. Для этого они укоренили подземные органы этих растений. Однако в первом случае наблюдалось появление новых побегов, а во втором – нет. С чем это связано? Какой агротехнический прием позволит увеличить урожайность топинамбура? Объясните, в чем суть данного приема.

26. Согласно правилам Аллена и Бергмана, теплокровные животные, проживающие в северных широтах, имеют меньшие размеры выступающих частей тела и бóльшие размеры тела, чем их южные сородичи. Какие ещё физиологические и морфологические адаптации к холодному климату имеют млекопитающие? Назовите не менее трех. Ответ поясните

27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ концу одной цепи соответствует 3ʹ другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается начинается с 5ʹ конца. Рибосома движется по иРНК и направлена от 5ʹ к 3ʹ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)): 5ʹ – АЦТГАТГТААЦЦГАТГГГЦАГЦЦАГ – 3ʹ 3ʹ – ТГАЦТАЦАТТГГЦТАЦЦЦГТЦГГТЦ – 5ʹ Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте начала полипептидной цепи. При ответе учитывайте, что полипептидная цепь начинается с аминокислоты мет. Известно, что итоговый полипептид, кодируемый этим геном, имеет длину менее пяти аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепей.

28. Фенилкетонурия является аутосомно-рецессивным заболеванием. Гипертрихоз – признак, детерминируемый генами, расположенными в негомологичных участках Y-хромосом. Мужчина с гипертрихозом и нормальным метаболизмом фенилаланина женился на женщине с фенилкетонурией. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы и фенотипы их возможных детей. Определите вероятность рождения в этом браке ребенка с обеими аномалиями.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте