Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–21) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов
Задания части 2 (23–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение. Все записи следует делать яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Смотреть онлайн
Интересные задания:
1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный вопросительным знаком. Личинки водных насекомых в одном пруду.
2. Экспериментатор внес в пробирку с эритроцитарной массой от человека с четвертой группой крови (АВ) плазму крови человека с третьей группой (В). Как при этом в пробирке изменится количество агглютинировавших эритроцитов и содержание агглютиногенов? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
3. В клетке кочана капусты содержится 18 хромосом. Определите количество хромосом в ядре генеративной клетки пыльцевого зерна капусты. В ответ запишите только соответствующее число.
4. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (в %) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с признаком, обозначенного черным цветом. В ответе запишите только соответствующее число.
5. Каким номером на рисунке обозначена структура, обеспечивающая формирование лизосом и секреторных пузырьков?
6. Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Зрелые сперматозоиды млекопитающих: 1) содержат гомологичные хромосомы 2) участвуют в мейотическом делении 3) формируются из сперматид 4) содержат ферменты в акросоме 5) имеют одну половую хромосому 6) имеют жгутик из белка флагеллина.
8. Установите последовательность этапов получения генномодифицированных бактерий, способных синтезировать животный белок. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) синтез ДНК на матрице иРНК при обратной транскрипции 2) получение рекомбинантной плазмиды с чужеродным геном 3) поглощение ДНК бактериальными клетками 4) отбор бактерий, содержащих рекомбинантную ДНК 5) выделение иРНК из эукариотической клетки.
9. Каким номером на схеме жизненного цикла печеночного сосальщика обозначена стадия, покидающая тело основного хозяина?
10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла печеночного сосальщика, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Папоротники в отличие от цветковых растений: 1) не могут быть деревьями 2) формируют подвижные сперматозоиды 3) могут иметь обоеполые гаметофиты 4) опыляются ветром 5) формируют споры путем мейоза 6) имеют заросток с ризоидами.
12. Установите последовательность систематических групп, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Жимолость 2) Эукариоты 3) Жимолость душистая 4) Покрытосеменные 5) Жимолостные 6) Растения.
13. Какой цифрой на рисунке обозначена часть вестибулярного аппарата?
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) заполнена жидкостью Б) усиливает механические колебания В) содержит волосковые клетки Г) открывается в носоглотку Д) располагается в полости среднего уха Е) обеспечивает проведение воздуха.
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Заболеваниями, связанными с гипофункцией желез внутренней секреции, являются: 1) гипофизарная карликовость 2) микседема 3) альбинизм 4) акромегалия 5) сахарный диабет 6) базедова болезнь.
16. Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) воздухоносные пути 2) реснитчатая клетка 3) микротрубочка 4) дыхательная система 5) бронх 6) мерцательный эпителий.
17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Лучи видимой части спектра обеспечивают следующие процессы и реакции в живых организмах: 1) фотосинтез 2) синтез витамина D 3) ориентация в пространстве 4) повреждение структуры ДНК 5) фотопериодические реакции 6) синтез меланина в коже.
18. Установите соответствие между факторами эволюции и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) может вызвать утрату ряда аллелей из генофонда популяции Б) большее влияние оказывает на малочисленные популяции В) случайное изменение частоты аллелей Г) обеспечивает наследственную изменчивость Д) происходит формирование новых аллелей Е) связан с эффектами «основателя» и «бутылочного горлышка»
20. Проанализируйте таблицу «Моллюски». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
21. Проанализируйте графики, отражающие изменение биомассы гриба Aspergillus terreus и выделяемого им вещества ловастатина при культивировании в питательной среде. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) При длительном культивировании аспергилла концентрация ловастатина может достигать значений выше 25 г/л. 2) Наибольшая скорость прироста биомассы наблюдалась в первые 24 часа культивирования. 3) Концентрация ловастатина увеличивалась на протяжении всего периода культивирования аспергилла. 4) Аспергилл выделяет антибиотик ловастатин для борьбы с конкурирующими бактериями. 5) Биомасса гриба достигла наибольшего значения через 8 суток непрерывного культивирования.
22. Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая – зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
23. Почему заморозка эмбрионов лягушек при -20°С приводит к их гибели? Взрослые амфибии могут в зимний период выдерживать длительное воздействие холода. Как изменяется состав их клеток в процессе подготовки к перенесению низких температур? Известно, что белкиантифризы насекомых содержат множество остатков серосодержащей аминокислоты цистеин. Как такая особенность влияет на формирование пространственной структуры белка?
24. Какая структура покрытосеменных растений изображена на рисунке? Где данная структура располагается? Что на рисунке обозначено цифрами 1 и 2? Какие части семени развиваются из структур 1 и 2?
25. В состоянии покоя в организме человека активно циркулирует около 45-50% всей имеющейся крови. Остальной объем располагается в органах, выполняющих роль кровяных депо. Укажите не менее двух органов, являющихся депо крови в организме человека. В каких случаях происходит активный выброс крови из этих органов? Как осуществляется нервная и гуморальная регуляция выброса крови из депо? Ответ поясните.
26. Арапаима из отряда Араванообразных – крупная пресноводная рыба, обитающая в заросших растительностью водоемах и затопленных во время сезона дождей пойменных лесах бассейна реки Амазонки. Эта рыба может использовать для дыхания атмосферный воздух благодаря ячеистому, обильно пронизанному капиллярами плавательному пузырю. Какие особенности местообитания арапаимы обусловливают низкую концентрацию растворенного в воде кислорода и необходимость развития дополнительного органа дыхания? Использовать плавательный пузырь в качестве легкого могут и другие виды рыб, например, протоптеры из отряда Рогозубообразные. Примером какого эволюционного процесса является сходство способов дыхания этих рыб? Аргументируйте свой ответ. Объясните с позиций современной теории эволюции механизм возникновения этого сходства.
27. В популяции львиного зева 102 растения имеют красную окраску венчика, а 98 – белую (красная окраска неполно доминирует над белой). Рассчитайте частоты всех генотипов в данной популяции, а также частоты аллелей красной и белой окрасок. Как изменятся частоты аллелей и генотипов через одно поколение, когда популяция придёт в состояние генетического равновесия?
28. У кроликов ген окраски шерсти может находиться в четырех аллельных состояниях: А определяет окраску агути, аch – шиншилловую окраску, аh гималайскую окраску, а — альбинизм. Каждый из указанных аллелей полно доминирует над последующим. Локусы генов окраски шерсти и цвета жировой ткани располагаются в одной аутосоме, и между ними может происходить кроссинговер. При скрещивании самки с гималайской окраской и белым жиром с самцом, имеющим окраску агути и желтый жир, все потомки оказались с белым жиром, причем часть из них имела альбинизм. При скрещивании самца с окраской агути из F1 c шиншилловой самкой, имеющей желтый жир, в потомстве получили двух крольчат с альбинизмом и шиншилловой окраской. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы возможного потомства в двух скрещиваниях. Возможно ли во втором скрещивании рождение крольчонка-агути с белым жиром? Ответ поясните.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте