Новый тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию 11 класс 2024 

ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год. В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Скачать ответы к тренировочному варианту: Скачать

Смотреть онлайн

Интересные задания:

1. Ниже приведён перечень понятий. Все они, за исключением двух, характеризуют первичные потребности человека.
1) сон; 2) общение; 3) пища; 4) безопасность; 5) уважение; 6) жилище.
Найдите два понятия, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры,под которыми они указаны.

2. Выберите верные суждения о морали, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль является предметом изучения эстетики.
2) Мораль появляется позже религии и права.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.
4) Нормы морали могут различаться в различных социальных группах.
5) Моральные ценности опираются на сложившиеся в обществе представления о добре и зле.

3. Установите соответствие между характеристиками знания и видами истины, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ
А) неизменяемое и всестороннее знание
Б) знание, полученное в конкретных исторических условиях
В) незавершённое знание
Г) полное исчерпывающее знание
Д) знание об одной из сторон познаваемого объекта
1) абсолютная
2) относительная

4. Парламент страны Х принял ряд новых законов. Какие из перечисленных законов направлены на решение существующих глобальных проблем?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Введены налоговые льготы для предприятий, устанавливающих новейшее очистное оборудование.
2) Ужесточена ответственность за сокрытие информации о готовящихся террористических актах.
3) В Гражданский кодекс внесены изменения, направленные на упрощение процедуры регистрации сделок.
4) Законодательно был повышен размер МРОТ.
5) В государстве учреждена новая должность Уполномоченного по правам ребёнка.
6) Ратифицировано международное соглашение по сокращению выбросов в атмосферу.

5. Выберите в приведённом списке верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам командной экономической системы относится директивное ценообразование.
2) При командной экономической системе полностью отсутствует частная собственность.
3) При традиционной экономической системе экономические роли членов общества определяются наследственностью и сословной принадлежностью. 
4) Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных
благ и услуг в обществе в рамках командной экономической системы принимаются государством.
5) Основой традиционной экономики выступает свободная конкуренция.

6. Установите соответствие между характеристиками и видами акций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД АКЦИЙ
А) денежные средства на выплату дивидендов выделяются держателям этих ценных бумаг в первоочередном порядке
Б) по данным акциям начисляется фиксированный доход
В) владельцы акций имеют право голоса на общем собрании акционеров
Г) данные акции дают преимущественное право получить долю имущества компании после её ликвидации
Д) владельцу данных акций не гарантирована величина дивиденда
1) обыкновенная акция
2) привилегированная акция

7. Экономисты утверждают, что в основе экономического роста в стране Z лежали интенсивные факторы. Выберите в приведённом списке факторы, которые могли  ) освоение новых территорий
2) увеличение продолжительности рабочего дня
3) внедрение новой высокопроизводительной техники
4) использование ресурсосберегающих технологий
5) повышение квалификации работников различных отраслей хозяйства
6) использование труда мигрантов из соседних аграрных стран

8. Выберите верные суждения о социальной мобильности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность.
2) Примером групповой социальной мобильности является изменение социального статуса группы.
3) Миграцию можно рассматривать как проявление межпоколенной социальной мобильности.
4) Для традиционного общества характерен низкий уровень социальной мобильности.
5) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности.

9. Социологи представили данные опроса совершеннолетних граждан о покупках в интернет-магазинах. Полученные результаты (в % от числа опрошенных, можно было дать несколько ответов) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Количество опрошенных, которые делают покупки в интернет-магазинах, выросло.
2) В 2021 г. доля опрошенных, которые покупают в интернет-магазинах продукты питания, превышает долю тех, кто покупает одежду и обувь.
3) В 2011 г. примерно равные доли опрошенных указали, что покупают в интернет-магазинах электронику и авиа/ж/д билеты и путёвки.
4) Доля опрошенных, которые покупали в интернет-магазинах косметику, к 2021 г. выросла примерно в 5 раз.
5) Равные доли опрошенных в 2021 г. указали, что покупают в интернет- магазинах мелкую бытовую технику и товары для дома.

10. Выберите верные суждения о форме государства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Форму государства представляют территория, государственные границы и состав населения.
2) По форме правления выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные государства.
3) Политический режим отражает особенности взаимодействия политической власти и общества.
4) По форме государственно-территориального устройства различают унитарные и федеративные государства.
5) К форме государства относится способ формирования политической власти

11. В ходе всенародного голосования на прямых и равных выборах нижней палаты парламента государства Z одна из партий получила парламентское большинство и получила право формирования и роспуска правительства. Верхнюю палату образуют представители законодательной и исполнительной власти отдельных регионов Z. Президент Z избирается на совместном заседании палат и осуществляет внешнеполитические полномочия. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z. Запишите соответствующие цифры.
1) авторитаризм
2) парламентская республика
3) демократический политический режим
4) федерация
5) либеральное государство
6) президентская республика

12. Какие из перечисленных ниже прав относятся к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом
2) иметь в частной собственности землю
3) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности
4) иметь равный доступ к государственной службе
5) выбирать место пребывания и жительства на территории РФ

13. Установите соответствие между должностными лицами РФ и назначающими их субъектами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО НАЗНАЧАЮЩИЙ ОРГАН
А) Уполномоченный по правам человека РФ
Б) Судья Конституционного Суда
В) Генеральный Прокурор РФ
Г) Председатель Счётной палаты
Д) Министр обороны
1) Президент
2) Совет Федерации
3) Государственная Дума

14. Выберите верные суждения об арбитражном процессе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
2) К принципам арбитражного судопроизводства относится принцип процессуального равноправия сторон.
3) Сторонами арбитражного процесса являются обвинение и защита.
4) К стадиям арбитражного процесса относится предварительное расследование.
5) В задачи арбитражного судопроизводства входит обеспечение доступности
правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

15. Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
А) получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения
Б) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в случаях, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ
В) использовать налоговые льготы при наличии оснований
Г) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено Налоговым кодексом РФ
Д) соблюдение и сохранение налоговой тайны
1) право
2) обязанность
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

16. Александр отсутствовал на рабочем месте по неуважительной причине в течение 5 часов подряд. Какие дисциплинарные взыскания работодатель может применить к Александру? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) лишение специального права
2) выговор
3) замечание
4) штраф
5) временное отстранение от работы
6) увольнение

Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т. д.), а затем – развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания. Прочитайте текст и выполните задания 17–20. 17-20 Что такое эпоха медиа? Информационное общество, в котором существуют не
только привычные СМИ (радио, газеты и журналы, телевидение), но и новые медиа, связанные с электронной техникой, новыми способами получения и передачи данных. Эта эпоха характеризуется избыточностью информации, что оборачивается невозможностью для одного человека справиться с её объёмами. Информация захлестнула мир, сохраняясь в неподвластных человеческому разуму количествах. По мнению множества исследователей, информация во многих случаях может «управлять» человеком.
Внимание к разным СМИ, использование различных средств коммуникаций могут стать «водоразделом» между поколениями «отцов» и «детей». Педагоги, психологи и даже родители говорят о формировании иного поколения – детей, родившихся в цифровую эпоху. Представители поколения «отцов» фиксируют приход в профессии «детей», использующих совершенно иные приёмы деятельности, основанные на технологичности, информационных технологиях. Это в ряде случаев приводит их к пренебрежению к так называемому «человеческому фактору»: они видят перед собой не конкретных людей, а «людские ресурсы». Эпоха медиа породила дефицит и времени, и внимания. Казалось бы, компьютерные технологии облегчают поиск информации и ускоряют работу с текстом в самых разных видах. Однако время расходуется на выбор возможностей, предоставляемых медиа. Внимание к каким-то определённым видам коммуникаций или просто поиску информации вызывает расход времени и его нехватку на что-то
другое, возможно, также связанное с медиа. Кто из нас не знает, что увлекшись присутствием в социальных сетях, можно забыть о научной работе, досуге, личном общении с близкими людьми? Двойственность эпохи медиа сказывается и в особенностях принятия решений: наличие информации помогает сделать это быстро, однако выбор нужной именно в этой ситуации информации бывает непрост. (По С.В. Ивановой)

17. Как в тексте охарактеризованы новые средства массовой информации в эпоху медиа? Какие особенности принятия решений, по мнению автора, связаны с эпохой медиа? (Укажите две особенности.) О чём, по мнению автора, забывает человек, увлекшись присутствием в социальных сетях? (Укажите три позиции.)

18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «общение»;
– объясните связь между использованием названных автором приёмов деятельности поколения «детей» и возможной особенностью в их отношении к конкретным людям. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

19. Автор указывает, что использование различных средств коммуникации может стать «водоразделом» между поколениями «отцов» и «детей». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами (ситуациями) причины, которые побуждают представителей разных поколений устранить указанный «водораздел» в коммуникации. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание возникновения права собственности. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

20. Используя обществоведческие знания и личный опыт, сформулируйте два суждения в подтверждение мнения о том, что информация может «управлять человеком», и одно суждение в опровержение этого мнения (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте