Новый тренировочный вариант ОГЭ по биологии 9 класс 2024

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы даётся 2,5 часа (150 минут). Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы. 

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Смотреть онлайн

Интересные задания:

1. Рассмотрите рисунок, на котором изображён фрагмент жизненного цикла папоротника. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует процесс, обозначенный цифрой 1?

2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) пузыреплодник калинолистный 
Б) свинушка тонкая 
В) бруцелла свиная 
Г) щука.

3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 
1) вид Семиточечная коровка 
2) отряд Жесткокрылые 
3) тип Членистоногие 
4) семейство Божьи коровки 
5) класс Насекомые.

4. Изучите график, отражающий зависимость продуктивности экосистемы от времени (по оси x отложено время (дни), а по оси y – продуктивность экосистемы (г/м2 углерода в день)). Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость? Продуктивность экосистемы
1) не изменяется в первые 100 дней наблюдения
2) максимальна на 195-й день
3) линейно возрастает с 100-го по 200-й день
4) не меняется со 180-го по 240-й день
5) возрастает на протяжении всего периода наблюдений

5. Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении белков, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь и транспорт аминокислот к тканям
2) поступление пищи через пищевод в желудок
3) попадание пищи в ротовую полость
4) окончательное расщепление пептидов до аминокислот в двенадцатиперстной кишке
5) расщепление белков до пептидов ферментами желудочного сока
6) синтез собственных белков в тканях

6. Как называется прибор, изображённый на рисунке?

7. Известно, что свёкла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 
1) Листья используются в медицине. 
2) В корнеплоде содержатся питательные вещества. 
3) Опыление перекрёстное, осуществляется насекомыми. 
4) В результате селекции выведено много разнообразных сортов свёклы. 
5) Плод – сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником. 
6) Свёклу употребляют в составе салатов, винегретов, супов.

8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рецептор
2) чувствительный нейрон
3) двигательный нейрон
4) нервный центр

9. Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) росянка
2) божья коровка
3) майский жук
4) клещ иксодовый
5) бычий цепень
6) малярийный плазмодий

11. Установите соответствие между характеристиками и классами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) Движение осуществляется с помощью плавников. 
Б) Среди представителей класса различают следующие экологические группы: пресноводные, проходные, солоноватые, морские. 
В) Освоили наземно-воздушную среду обитания. 
Г) У большинства представителей кожа покрыта чешуей. 
Д) Кожа у представителей класса голая и покрыта слизью. 
Е) Сердце состоит из трёх камер.

12. Верны ли следующие суждения о бактериях? А. Бактерии размножаются спорами. Б. Бактерии – это микроскопические одноклеточные организмы. 
1) верно только А 
2) верно только Б 
3) верны оба суждения 
4) оба суждения неверны.

13. Рассмотрите фотографию светло-коричневой короткошёрстной кошки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

14. На рисунке под каким номером изображена выделительная система человека?

15. Рецепторы, воспринимающие свет, находятся в
1) радужке
2) сетчатке
3) хрусталике
4) стекловидном теле

16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) слуховая труба
2) слуховая косточка
3) овальное окно
4) улитка
5) наружный слуховой проход
6) барабанная перепонка

17. Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 
1) гликоген 
2) нуклеиновая кислота 
3) глюкоза 
4) липид 
5) витамин А 
6) сульфат натрия.

18. Установите соответствие между признаками и слоями кожи: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. 
А) расположены рецепторы 
Б) расположены сальные и потовые железы 
В) при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин 
Г) клетки постоянно слущиваются и обновляются 
Д) слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами.

20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лисица. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы дубового леса. Как изменится численность белок и зябликов, если в течение нескольких лет наблюдалось уменьшение численности ястребов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 
1) увеличится 
2) уменьшится 
3) не изменится.

22. Рассмотрите рисунок, на котором изображён взрослый паразитический червь. Как называют данного червя? Назовите одну из мер предосторожности, которую необходимо соблюдать человеку, чтобы не заразиться этим паразитом?

23. В 1930 г. советский учёный Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Учёный использовал два вида инфузорий-туфелек – хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма – бактерии сенного настоя и дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили только бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал. По результатам опыта учёный сформулировал экологический закон, позже названный принципом исключения Гаузе: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу. Объясните с точки зрения принципа исключения Гаузе, почему в первом случае оба вида выживали и численность инфузорий увеличивалась, а во втором случае выжил только один из видов.

24. Используя текст «Защита растений биологическими методами» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 
1) Как отличить божьих коровок от других насекомых? 
2) Как жужелицы защищают растения? 
3) В чём главная причина неустойчивости агроценозов?

25. Пользуясь таблицей «Вентиляция лёгких человека в зависимости от частоты дыхания», ответьте на следующие вопросы. 
1) Как изменяется глубина вдоха с увеличением частоты дыхания? 
2) Как изменяется минутный объём дыхания с увеличением частоты дыхания? 
3) Что понимают под жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ)?

26. 14-летняя Софья в зимние каникулы посетила Псков и его окрестности. Перед экскурсией в Государственный Пушкинский заповедник она позавтракала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе на второй завтрак следующие блюда: сосиски с гречневой кашей, блинчики со сгущённым молоком и чай сладкий. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, выполните задания. 
1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Софья питается четыре раза в день. 
2) Рассчитайте суммарное количество белков в заказанных блюдах, а также отношение поступивших с пищей белков к их суточной норме (в %), если Софья весит 46 кг. 3) Где расположен безусловно-рефлекторный центр желудочного сокоотделения у человека?

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте