Новый тренировочный вариант ОГЭ по русскому языку 9 класс 2024 (задания и ответы)

Экзамен ОГЭ 2024 включает в себя три раздела, содержащих 13 заданий. Для выполнения экзаменационной работы по русскому языку отведено 3 часа 55 минут (235 минут).

Пробный вариант создан на основе официальной демоверсии от ФИПИ на 2024 год.

В конце варианта предоставлены правильные ответы на все задания. Вы можете сравнить свои ответы с ними и обнаружить возможные ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Смотреть онлайн

Интересные задания:

Задание 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания 2.3.

(1)Земля –– третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября –– день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря –– самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня –– самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северовостоке, а зимой –– на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой –– на югозападе.

Задание 2.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) земля – третья планета (предложение 1)
2) как известно (предложение 2)
3) называют (предложение 3)
4) начинаются (предложение 4)
5) зима начинается (предложение 5)

Задание 3.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное с придаточным определительным.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.
3) Первая часть предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Предложение 4 вопросительное.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.

Задание 4.
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. А) Тире после перечисления ставится, если за перечислением следует обобщающее слово. Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую. В) Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.
1) Когда-то древнегреческий герой, победив жестокого царя в гонке на колеснице, в благодарность богам основал Олимпийские игры  — традиция эта живёт сотни веков.
2) Россия всегда была богата талантливыми людьми самых разных профессий: композиторами и кузнецами, архитекторами и плотниками, врачами и художниками.
3) С одной стороны, он хотел дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, закусить и подкрепиться.
4) Увидев эти красодневы в Колумбии, я заорал от счастья, будто самое себе родное узрел, и всех заверял: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири.
5) Зелёные дятлы, глухари, рябчики, чёрные коршуны и сапсаны  — эти редкие птицы также обитают на территории Подушкинского лесопарка.

Задание 5.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять запятые. Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами.

Задание 6.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) ПРЕРВАТЬ – правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.
2) ОПЕКАЕМЫЙ (мамой) – правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.
3) СТИХНЕТ (ветер) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
4) НЕНАСТНЫЙ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.
5) (ни на кого) НЕ ПОХОЖ – НЕ с глаголом пишется раздельно.

Задание 7.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых должна стоять буква И. Домой я пр..(1)езжаю только на каникулы. Мы с Костей брод..(2)м по горам и отлично зна..(3)м горные тропы. Но по старой пр..(4)вычке мы любили поохотиться со стар..(5)ком, который в лесу был своим человеком. Самое главное, пр..(6)влекающ..(7)е нас в нём,  — развитое чувство пр..(8)роды.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «махать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Ребята, не (махать) руками, я вас вижу!

Задание 9.
Замените словосочетание «пуховый платок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Задание 10.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Митя и Ника были непослушными детьми, поэтому их так тяжело было укладывать спать. 2) Митя согласился лечь спать, потому что испугался, что старый мамин медведь его наругает. 3) Игрушки оживают только у тех ребят, кто бережно с ними обращается. 4) Митя боялся, что папа будет над ним смеяться, поэтому не рассказал ему свой сон. 5) Митя никому не рассказал свой сон, потому что почувствовал ответственность за данное обещание.

Задание 11.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. 1) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза. 2) Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать. 3) Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать. 4) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! 5) На соседней кровати сестра тоже не спала и во все глаза смотрела на игрушки.

Задание 12.
Замените разговорное слово «затеяли» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примера-аргументы, оказывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Конечно, это был сон. Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!» Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примера-аргументы, оказывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека?». Дайте определение выражению ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте