Новый тренировочный вариант ОГЭ по русскому языку 9 класс 2024 (задания и ответы)

Экзамен ОГЭ 2024 включает в себя три раздела, содержащих 13 заданий. Для выполнения экзаменационной работы по русскому языку отведено 3 часа 55 минут (235 минут).

Пробный вариант создан на основе официальной демоверсии от ФИПИ на 2024 год.

В конце варианта предоставлены правильные ответы на все задания. Вы можете сравнить свои ответы с ними и обнаружить возможные ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Аудиозапись для изложения: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Смотреть онлайн

Интересные задания:

(1)Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых считается вершиной эволюции. (3)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет, то есть около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие её «родственники», другие планеты земной группы – Меркурий, Венера и Марс – хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) существует множество планет (предложение 1)
2) появление считается (предложение 2)
3) проблема (не) решена (предложение 3)
4) жизнь существовала (предложение 4)
5) планеты похожи (предложение 5)

Задание 3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным приложением.
3) Предложение 3 простое, распространённое.
4) Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложносочинённое.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, оббособленным.
В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами.
2) Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии.
3) Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом.
4) Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре.
5) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 
 
Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должныстоять тире.
Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки (6) канатыдля рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты. А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОТДАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.
2) ПРИМЕРЯТЬ (платье) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.
3) ПОДДЕРЖАННЫЙ (друзьями) – в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.
4) МОРЕХОДНЫЙ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.
5) НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
В бурю море становил..(1)сь злым, ч..(2)рным. Волны неслись к берегу и выбрасывали на песок водор..(3)сли. Больше недели свирепств..(4)вал ветер, но постепенно затих, море успокоилось. Оно сверкало на солнце, похожее на огромное зерк..(5)ло. Было приятно заг..(6)рать на берегу, изредк..(7) ощущая лёгкое прик..(8)сновение ветерка, вслушиваясь в ш..(9)рохи трав.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «сберечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.Установка оборудования для фильтрации воды в будущем (сберечь) здоровье жителей города.

Задание 9. Замените словосочетание «юношеское сердце», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и... простит тебя.
(6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. (9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот момент услышал, как сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» (11)Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...(12)А руки матери... (13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды – всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми.(19)К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (20)Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. (21)А мама ждёт! (22)И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию.(23)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не произошло, нужно дарить тепло матерям каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.(25)Сколько бы мы ни говорили о маме, этого будет мало. (26)Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка. (27)Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. (28)Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком. (29)Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком.
(По И. Селивёрстовой*)
* Инна Селивёрстова – современная писательница и поэтесса.

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Взрослым людям не нужны советы мам. 
2) Дети, осознав свои ошибки, всегда просят у своих мам прощения.
3) Сердце матери бездонно и готово простить всё своему ребёнку.
4) Дети дарят тепло и заботу своим мамам каждый день. 
5) Мама готова отдать всё, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком.

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной.
2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. 
3) Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки.
4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.
5) Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...

Задание 12. В предложениях 5–10 найдите слово с лексическим значением «безжалостный, беспощадный». Выпишите это слово

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте