Новый тренировочный вариант ОГЭ по русскому языку 9 класс 2024 (задания и ответы)

Экзамен ОГЭ 2024 включает в себя три раздела, содержащих 13 заданий. Для выполнения экзаменационной работы по русскому языку отведено 3 часа 55 минут (235 минут).

Пробный вариант создан на основе официальной демоверсии от ФИПИ на 2024 год.

В конце варианта предоставлены правильные ответы на все задания. Вы можете сравнить свои ответы с ними и обнаружить возможные ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Смотреть онлайн

Интересные задания:

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга европейской части России, и  местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует  наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён  пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная  внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами,  что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного  воздействия солнечного света.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в  одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера  ответов.
1) медведь обитает по России (предложение 1)
2) что способствует (предложение 2)
3) шерстинки полые (предложение 3)
4) дробит свет (предложение 4)
5) мех может желтеть (предложение 5)

Задание 3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
2) В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным  предложением.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 односоставное безличное.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями,  которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой  позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Обращение отделяется запятой.
Б) Если обобщающее слово стоит  перед однородными членами, то  после него ставится двоеточие.
В) Между частями  сложноподчинённого предложения  ставится запятая.
1) Родина подсолнечника – Центральная Америка,  откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.
2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и  сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.
3) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны  широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала  маленькая речка.
4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя  и останавливаясь у порога.
5) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и  тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 
Вариант составлен на основе материалов из открытого банка заданий ФИПИ. Ссылка на ресурс: oge.fipi.ru/bank

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки.  Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий  основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что  стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних  белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси  тех времён.

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания  выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСХОДНЫЙ (материал) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой  согласный звук, пишется буква С.
2) НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
3) СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А4) РАЗВЕЯННЫЙ – написание гласной Я перед НН зависит от принадлежности к спряжению  глагола.
5) НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно  заменить синонимом без НЕ.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте  которых пишется буква А.
Девушка р..(1)душно предл..(2)жила мне чаю, но я попросил её сначал..(3) показать мне сад,  выр..(4)щенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. За калиткой я  неожиданн..(5) увидел ябл..(6)ньки, малинник, усыпанный ягод..(7)й. Почувствовав смолистый  аромат, я повернул голову налев..(8): там крас..(9)вались кедры.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая 
нормы современного русского литературного языка. По (оба) сторонам дороги цвели яблони.

Задание 9. Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе  согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите 
получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а  потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная  вата. (2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она  озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?» (3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её  кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко  оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать – в моей комнате. (5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила  первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро. (8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко  номер два... (10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А она, всё  ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась  по линейке, на которой была отмерена её судьба.
– (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное? (14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с зерном на дерево.
– (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно? (17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки.  (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно! (20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и  оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир.  (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало  озябшие лапки.
– (23)Ты здесь живёшь?
– (24)Да.
– (25)А почему здесь нет снега? (26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула  электрическая лампочка.
– (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?
– (30)Это? (31)Книги.
– (32)Что такое книги?
– (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты  прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.
– (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем нестрашный. (37)Кто ты?
– (38)Я Человек.
– (39)Что такое Человек? (40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
– (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке. (43)Синичка испуганно оглянулась.
– (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас – Человек.
– (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?
– (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь  навещать меня, как сегодня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать.  (52)Согласна?
– (53)Согласна. (54)А что такое работать? Вариант составлен на основе материалов из открытого банка заданий ФИПИ. Ссылка на ресурс: oge.fipi.ru/bank
– (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя.  (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.
– (59)А чем ты помогаешь людям?
– (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил  бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен. (62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она  неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.
(По Е.И. Носову*)

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте