Официальные ответы на вопросы про новый порядок аттестации педагогических работников на 2023-2024 учебный год.
Скачать документ: Скачать
Смотреть онлайн
Вопрос №1 В части III Порядка аттестации педагогических работников не указан срок, на который устанавливается первая и высшая квалификационные категории. По логике изложения, такой срок должен быть указан. Многие педагоги трактуют это как бессрочное присвоение категории. Так ли это? (В IV части также не указан период на который устанавливаются категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»).
Ответ:
В пункте 24 Порядка при аттестации педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории, проводимой по их желанию, срок, на который устанавливается квалификационная категория, действительно не предусматривается.
Основанием для этого служат положения статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые не предусматривают каких-либо сроков действия квалификационных категорий, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по желанию педагогический работников в целях установления им квалификационных категорий. При регистрации приказа сроки действия квалификационных категорий в новом Порядке аттестации были исключены, как противоречащие нормам данной статьи.
Тем самым устранено имеющееся противоречие, которое, с одной стороны, предоставило педагогическому работнику право проходить аттестацию по желанию, а, с другой стороны, обязывало его каждые пять лет в ней участвовать в целях сохранения установленной квалификационной категории, являющейся основанием для обеспечения дифференциации оплаты его труда. Срок действия квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагогнаставник» также не предусматривается, но в соответствии с пунктом 55 Порядка аттестации дифференциация в оплате труда с учетом указанных квалификационных категорий может осуществляться только при выполнении педагогическими работниками, которым установлены соответствующие квалификационные категории, дополнительной работы, связанной с методической работой или наставничеством.
Вопрос №2. Не уточнено, когда можно подавать заявление на высшую категорию после установления первой. Через 3 месяца можно, если независимо от срока установления?
Ответ:
Порядок аттестации со дня вступления его в силу не ограничивает какими-либо сроками право педагогического работника, имеющего (имевшего) первую квалификационную категорию по одной из должностей педагогических работников, обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по указанной (указанным) в заявлении должности (должностям).
Одновременно обращаем внимание, что пунктом 36 Порядка установлены показатели профессиональной деятельности, на основе которых педагогическим работникам может быть установлена высшая квалификационная категория. Они существенно отличаются от показателей, являющихся основой для установления первой квалификационной категории.
В связи с этим представляется важным педагогическим работникам при принятии решения о сроках участия в аттестации на установление следующей – высшей квалификационной категории предварительно провести объективный анализ собственной деятельности в целях самостоятельной оценки ее соответствия показателям, на основе которых аттестационная комиссия может принимать решение об установлении педагогическим работникам высшей квалификационной категории.
Вопрос №3. Прошу разъяснить пункт 31 «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», предусматривающий учет при аттестации государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия и иных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, в целях установления высшей квалификационной категории.
Ответ:
В соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации в заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники самостоятельно определяют сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях.
Следовательно, в своем заявлении педагогические работники в соответствии с абзацем четвертым пункта 28 Порядка аттестации могут по своему усмотрению сообщить и представить сведения об имеющихся у них государственных наградах, почетных званиях, ведомственных знаках отличия и иных наградах, полученных за достижения в педагогической деятельности, либо сведения о том, призерами каких конкурсов профессионального мастерства педагогических работников они являются, поскольку Порядком аттестации не предусматривается ни конкретного перечня государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия и иных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, ни перечня профессиональных конкурсов по значимости и по направлению их проведения (на уровне организации, на муниципальном, региональном или федеральном уровне).
При этом аттестация педагогических работников осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах, а также на основе результатов их работы, соответствующих показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации, как это установлено пунктом 37, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
Вопрос №4. Определить, каким должен быть уровень наград, конкурсов профессионального мастерства для проведения аттестации педагогических работников без осуществления всестороннего анализа их профессиональной деятельности (пункт 31, 4 абзац). Возможно ли в документах регионального уровня конкретизировать этот перечень?
Ответ:
В соответствии с пунктом 50 Порядка аттестации квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается педагогическим работникам на основе показателей деятельности, указанных в данном пункте, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности.
Таким образом, педагогические работники с наименованиями должностей «методист» или «старший методист», должностные обязанности которых согласно квалификационной характеристике непосредственно связаны с осуществлением методической работы в образовательных учреждениях всех типов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах), не вправе претендовать на установление указанной квалификационной категории.
Вопрос №5. Как будут оцениваться результаты деятельности педагога, который, работая на должности методист (старший методист), подал заявление об установлении квалификационной категории «педагогметодист», если показатели оценивания, указанные в пункте 50 Порядка, входят в должностные обязанности педагога, работающего на должности методист (старший методист)?
Ответ:
В соответствии с пунктом 50 Порядка аттестации квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается педагогическим работникам на основе показателей деятельности, указанных в данном пункте, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности.
Таким образом, педагогические работники с наименованиями должностей «методист» или «старший методист», должностные обязанности которых согласно квалификационной характеристике непосредственно связаны с осуществлением методической работы в образовательных учреждениях всех типов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах), не вправе претендовать на установление указанной квалификационной категории.
Вопрос №6. В новом Порядке по форме и заданиям для установления первой и высшей квалификационных категорий нет существенных изменений по сравнению с ныне действующим. Однако тем педагогическим работникам, кто сейчас имеет квалификационную категорию, надо ее подтверждать через 5 лет, а тем, кому квалификационная категория будет установлена по результатам аттестации, проводимой, начиная с 1 сентября 2023года, она будет установлена без ограничения срока действия, то есть бессрочно. Это так?
Ответ:
Пункт 2 приказа № 196 предусматривает сохранение педагогическим работникам квалификационных категорий, установленных до вступления в силу этого приказа, только в течение срока, на который они были установлены, и поэтому нуждается в обсуждении и детальной проработке для последующего внесения в него необходимых изменений.
Мы согласны, что подход, предусмотренный пунктом 2 приказа, существенно нарушает права на справедливые условия труда тех педагогических работников, которые проходили аттестацию в целях установления квалификационных категорий каждые 5 лет, что, как выяснилось при регистрации приказа, противоречило положениям статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и будут вынуждены даже после вступления в силу нового Порядка аттестации, не устанавливающего никаких сроков действия квалификационных категорий, в очередной раз проходить аттестацию в нарушение указанного закона.
Вопрос №7. Будут ли методические рекомендации или разъяснения по новому порядку аттестации, как это было ранее?
Ответ:
В целях единообразного применения положений, как приказа № 196, так и утвержденного этим приказом Порядка аттестации, предполагается подготовка соответствующих разъяснений по аналогии с ответами на вопросы, совместно подготовленными и направленными в регионы к порядку аттестации, утвержденному приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте