Презентация  по русскому языку "Как написать сжатое изложение на ОГЭ-2025"

Сочинение к варианту 11 из сборника «36 типовых вариантов ЕГЭ-2025» под редакцией Р.А. Дощинского.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста: «Кто и как влияет на образованность человечества?»

Сочинение

(1)Неоспоримо, что род человеческий совершенствуется; усовершенствование его простирается на все отрасли жизни его, духовной и телесной, умственной и физической. (2)Подтверждения и доказательства этого так очевидны, что не нужно и представлять их.

(3)Самые упорные хвалители старины не могут отрицать, что настоящее поколение образованнее прошедшего, а мы, в свою очередь, должны сознаться, что потомки наши будут образованнее нас.

(4)Как всякое развитие, так и ход человеческого образования может быть ускорен и замедлен, остановлен на время, даже на некоторое время возвращён назад: так телесные силы не только остаются без приращения во время жестоких болезней, но и после того как болезнь пройдёт, человеку надобно долгое время, чтобы совершенно оправиться и войти в прежние силы. (5)Бывают также и такие благоприятные обстоятельства, что силы нашего тела развиваются, как говорят, не по дням, а по часам. (6)То же случается и с развитием умственных сил каждого человека, то же — и с ходом образования целого человечества.

(7)Как ускорение, так и замедление образования и вообще весь ход его зависят от молодого поколения; и власть его в этом случае простирается не только на настоящее, но. и далеко в будущее.

(8)О настоящем нечего и говорить: молодое поколение одно в нём действует, от него зависит, чтобы время, в которое оно жило, принесло плоды для наук или осталось совершенно бесполезным; никто не может с ним ни спорить об этом, ни препятствовать. ему в этом.

(9)Но власть его простирается и на будущее: это видно, уже из того, что своею недеятельностью оно замедлит на всё время своего действования дальнейший ход образованности человечества.

(10)Более того, предшествовавшие поколения ему во власть предоставляют познания, ими накопленные: от него зависит, сумеет воспользоваться ими или не воспользоваться, увеличить сумму их или уменьшить, передать их последующему человечеству умноженными или расточёнными. (11)Но можно ли расточить познания?

(12)Что же я делаю, как не расточаю их, когда забываю? (13)Тем более проматывают их, когда истребляют памятники образованности предшествовавших поколений.

(14)Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и так же, как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить.

(15)Знание — это неисчерпаемый рудник, который доставляет владетелям своим тем большие сокровища, чем глубже будет разработан. (16)Конечно, владелец его не в силах уничтожить богатства, находящиеся в его недрах, но может продолжить или прекратить его разработку и самою этою остановкою затруднить дальнейшую разработку его своим наследникам: оставленный без попечения, рудник заваливается землёю, обрушивается, заливается водою. (17)И вот он оставляет своим наследникам рудник в таком положении, что долго и много надобно трудиться, чтобы снова докопаться хотя до того места, до которого он был прежде разработан. (18)Всё это было бы легче для наследников, если бы они были богаты; но мог ли владелец, так небрегший о своём благосостоянии, уберечь сокровища, наследованные им?

(19)Нет, он оставил им в наследство только жалкие остатки. (20)Итак, этот нерадивый владелец не только замедлил разработку рудника на всё время, в которое владел им, но и задержал надолго дальнейшую его разработку и для будущих поколений.

(21)А когда настоящее поколение умножит массу знаний, им наследованных, тогда, без сомнения, благодетельное влияние его деятельности распространится на всю будущность образования человечества.

(22)Таким образом, молодое поколение имеет величайшее влияние и на будущие успехи человечества на пути образования. (23)Это совершенно подтверждается историей. (24)На сколько веков замедлила успехи образования необразованность молодых поколений во время и после разрушения Западной Римской империи? (25)Начиная с конца I века до н. э. по Рождество Христово мы видим, как их недеятельность расточала богатства знаний, полученных от предков, но особенно заметно это становится с V века.

(26)Потом почти до ХIV века дремал ум человеческий, но наконец проснулся и ревностно устремился к просвещению. (27)Но что же? (28)Дремота его то ли только имела следствие, что двенадцать или тринадцать веков прошло бесполезно для образования человечества? (29)Нет; уже более пяти веков с того времени род человеческий снова всеми силами стремится к образованию и всё ещё во многих отраслях его не достиг той степени, на которой стояли древние, несмотря на изобретение книгопечатания, которое придало, кажется, орлиные крылья образованию и успехам его.

(30)Вот как важно влияние молодого поколения на образование человечества. (З1)И это одно уже должно побуждать нас всеми силами стремиться к просвещению, быть самим ревностными и неутомимыми деятелями на поле знания. (32)Подумаем только: ход образования целого человечества зависит от нашей деятельности.

(По Н. Г. Чернышевскому*)
* Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский писатель, публицист, литературный критик, философ-материалист, теоретик утопического социализма, революционер-демократ.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Кто и как влияет на образованность человечества?»

Русский публицист Н.Г. Чернышевский поднимает важный вопрос: «Кто и как влияет на образованность человечества?»

Автор считает, что уровень образования в обществе зависит от молодых людей, их стремления к знаниям и просвещению. Кроме того, важно учитывать, что молодые люди перенимают опыт у старших поколений. Приведу примеры из текста, которые подтверждают точку зрения автора.

Писатель сравнивает знания с неисчерпаемым рудником. Если владелец оставит потомкам лишь «жалкие остатки», им придётся приложить много усилий, чтобы восстановить прежние богатства. Но возможно ли это, если никто не показал молодым людям пример? Размышляя о преемственности поколений, автор подчёркивает: необразованность предков замедляет развитие потомков.

Н.Г. Чернышевский также обращается к историческим фактам, которые подтверждают его точку зрения. Во время и после разрушения Западной Римской империи «недеятельность» молодых людей «расточала богатства знаний, полученных от предков». Если будущие поколения отказываются от ценного опыта своих родителей, то они не смогут ничего передать другим.

Второй пример дополняет первый и убеждает читателя в тесной взаимосвязи между старшим и младшим поколением. Молодые люди смогут развиваться и становиться образованнее, если будут опираться на опыт предков.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Н.Г. Чернышевского. Действительно, уровень образованности человечества зависит от общих усилий двух поколений, потому что без преемственности невозможно никакое развитие. В моей жизни, например, была замечательная наставница на курсах журналистики. Она поддерживала меня во всём, указывала на недочёты в статьях, подталкивая писать лучше. Впоследствии я передала накопленный опыт двоюродному брату, который тоже делал первые шаги в журналистике, и это помогло ему в дальнейшем добиться успехов.

Таким образом, именно ответственность молодых людей влияет на уровень образованности всего человечества. Но и им необходимо на что-то опираться, перенимать знания у старших.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте