Рабочая программа ФОП — Международная журналистика по ФГОС на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» для 10-11 класса среднего общего образования на 2023-2024 учебный год.

Скачать рабочую программу: Скачать

Смотреть онлайн 

О рабочей программе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» (далее – Программа) составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное законодательство во исполнение поручений Президента Российской Федерации Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 г., Пр-2182 от 20.12.2020 г.).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации обучающей профориентации на уровне среднего общего образования посредством изучаемых на углубленном уровне иностранных языков. Программа опирается на многолетнее исследование по изучению профориентационных возможностей предметной области «Иностранный язык».

Возможность выхода на основе филологического профиля на большое количество специальностей вызывает потребность в более отчетливом профориентационном акценте при обучении иностранному языку в этом профиле. Содержание предметной области «Иностранный язык», будучи, по сути, универсальным, ориентирует обучающегося, помогает ему обнаружить свое профессиональное место благодаря тому, что помещает его в модели разнообразных профессиональных контекстов. Эти контексты служат «станциями» на пути самоопределения; обучающийся «останавливается» на какой-либо из них, изучает ее средствами иностранного языка и принимает решение, двигаться ли ему дальше или выбрать данный профессиональный контекст.

Таким образом, языковое (полилингвальное) образование должно обеспечивать необходимую вариативность и дифференцированность профориентации. Усилению профориентационной составляющей могут способствовать, в том числе, курсы по выбору, знакомящие обучающегося с основами его (предполагаемой) будущей профессии. Одним из таких курсов является предлагаемый курс внеурочной деятельности «Международная журналистика» (далее – курс)

Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Международная журналистика»

Цель: развитие предметной профориентационной компетенции обучающихся (средствами предметной области «Иностранный язык»), включающей начальные журналистские знания, владение базовой специализированной терминологией, использование различных видов иноязычной речевой деятельности, умения в области журналистики (интервьюирование, подготовка репортажа, элементарные умения редактирования публицистического текста, первое знакомство со спецификой работы журналистов разных специальностей и т. д.).

Место и роль курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» в учебном плане основной общеобразовательной программы

Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных и профессиональных задач при переходе обучающихся с уровня среднего общего образования на уровень высшего образования (в области филологии и/или журналистики). Предлагаемый курс предназначен для следующих целевых групп: – 10–11 классы лингвистических гимназий и лицеев; – 11 класс общеобразовательных школ, реализующих профильное обучение (гуманитарный профиль, при условии раннего начала изучения иностранного языка (со 2 класса) и не менее 6 часов в неделю практического курса иностранного языка в 10 и 11 классах).

Возможны несколько вариантов освоения курса.

1. При наличии 1 часа в неделю и длительности в 1 год (34 ч) могут быть изучены 2–3 модуля при условии, что часть теоретического материала будет сокращена или подана учителем в краткой форме.

2. При наличии 2 часов в неделю и длительности в 1 год или 1 часа в неделю и длительности в 2 года (10–11 классы) (68 ч) могут быть изучены 4–6 модулей курса.

3. При наличии 2 часов в неделю и длительности в 2 года возможно изучить 8 модулей, причем некоторые из них можно расширить дополнительными материалами (привлечением большего количества аутентичных статей, более тщательной их проработкой), а также увеличить долю практического компонента (например, выполнение всех заданий из блока «Практическая журналистика»).

Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания обучающихся при получении среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется:

  • в приоритете личностных результатов при освоении программы курса внеурочной деятельности, в частности – развитии субъекта профессионального самоопределения посредством изучаемого курса;
  • в использовании методов и форм профессиональной ориентации, встраиваемых в процесс обучения иностранному языку;
  • в обучающих профессиональных пробах, организуемых посредством иностранного языка.

В предложенном курсе можно предусмотреть два основных вида организации занятий и связанных с ними видов организации деятельности обучающихся, в рамках которых учитель может использовать многообразные формы работы. Прежде всего, это теоретические занятия, которые, однако, не должны глубоко проникать в теоретические основы научных дисциплин, а давать лишь самый общий обзор, направленный, в основном, на пояснение и облегчение дальнейшей практической работы (т. е. формировать именно те знания, умения и навыки, которые потребуются обучающимся в практической деятельности). Подобные занятия предполагают разнообразные режимы работы.

Так, индивидуальная работа может предусматривать чтение специализированных текстов, работу с их содержанием (т. е. выполнение пред текстовых и после текстовых заданий), работу с лексическим материалом (специализированной терминологией), подготовку устных сообщений, связанных с проблематикой профессиональной области, подготовку письменных материалов, также связанных с особенностями профессии, работу над рефератами, аудирование.

Все описанное свойственно и индивидуальной работе в рамках обычных уроков иностранного языка, однако продукт этой работы специфичен (ориентирован на профессиональную область журналистской деятельности). Это может быть, например, подготовка статьи, пресс-релиза, видеорепортажа и т. д. Парная работа может предусматривать составление различных типов диалогов в рамках профессионально ориентированной тематики. Подобная форма работы поможет подготовить обучающихся к особенностям профессионального общения.

Таким образом, традиционные формы работы, использующиеся на уроках иностранного языка в гуманитарном профиле, играют особую роль в рамках профориентационного курса внеурочной деятельности «Международная журналистика»: с помощью привычных видов деятельности обучающийся получает первое знакомство с основами профессии. Для того чтобы теоретические занятия способствовали, в том числе, преемственности школьных и вузовских форм работы, представляется возможным предусмотреть также лекции и семинары.

Однако лекции на иностранном языке, затрагивающие специализированную профессионально ориентированную область, могут оказаться достаточно трудными для обучающихся, поэтому не следует часто прибегать к этой форме занятий. Перед лекцией необходимо провести работу над лексическим материалом, вызывающим трудности, после лекции предложить обучающимся контрольные вопросы по теме занятия.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте