Рабочая программа ФОП — Памятные места моего края по ФГОС на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Памятные места моего края» для 6-9 класса среднего общего образования на 2023-2024 учебный год.

Скачать рабочую программу: Скачать

Смотреть онлайн 

О рабочей программе

– федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;

– Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.);

– письма Министерства культуры Российской Федерации от 28.02.2017 № 49-01.1-39-НМ «О направлении Методических рекомендаций по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места»;

– письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); – федеральной рабочей программы по истории для 5–9 классов образовательных организаций.

При разработке данной программы использовались следующие нормативные документы:

1. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями);

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Актуальность программы «Памятные места моего края»

Актуальность курса внеурочной деятельности «Памятные места моего края» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих поколений россиян. Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой задач исторического просвещения подрастающего поколения россиян, формирования у них способности к восприятию и бережному отношению к историческому и культурному наследию, сохранения исторической памяти о подвигах и достижениях предков, о ключевых исторических событиях и их участниках.

Основное внимание в программе уделено современным подходам к организации деятельности, нацеливающих школьников не на пассивное восприятие сообщаемой педагогом информации, а на самостоятельный поиск и исследование, формирующие умение работать с многообразными источниками исторической и современной информации.

Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России», призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие отечественной истории посредством обращения к знаковым личностям и памятным событиям из истории родного края и малой родины.

Цель курса «Памятные места моего края»

Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на сохранение исторической памяти, понимание общности исторических судеб различных народов и регионов России, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примере памятных мест родного края и малой родины.

Основные задачи курса «Памятные места моего края»

– дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя внимание на единстве исторических судеб различных народов и регионов России при сохранении уникальности их развития и культурной самобытности;

– расширить знания обучающихся об отечественной истории посредством привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для их родного края достопримечательным местам, связанным с историей формирования народов и иных этнических общностей России, с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;

– стимулировать познавательный интерес обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений, развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на основе широкого круга источников и в первую очередь – на региональном материале;

– способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края посредством сообщения информации о личностях, событиях, процессах и памятных местах, наиболее значимых для истории страны, региона, местности;

– формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого, понимание «человеческого измерения истории» посредством изучения памятных мест, связанных с деятельностью выдающихся соотечественников – деятелей в сферах искусства, науки, политики, военного дела и др.;

– формировать у обучающихся способность определять историкоархитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность достопримечательных, памятных мест края, выявлять их значение для истории и культуры России, региона, местности;

– способствовать развитию у обучающихся понимания историкокультурной ценности памятных мест края и необходимости сохранения природно-культурных ландшафтов, памятных объектов археологического 6 и культурного наследия, историко-градостроительной и природной среды как достояния региона и страны в целом;

– формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общероссийскому культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов России и края.

Место курса «Памятные места моего края»

Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в составе разновозрастной группы из обучающихся 6–9 классов. Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности.

Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы или обобщены) с учетом преобладающего возрастного состава учебной группы, условий школьной информационно-образовательной среды и возможностей доступа к работе с краеведческими материалами. При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др.

Особенностью программы является привлечение и активное использование в образовательном процессе традиционных источников информации (учебники по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историкопросветительской и историко-культурной направленности – Открытые данные Министерства культуры Российской Федерации, Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях и личностях российской и региональной истории.

Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены в виде учебных исследований и проектов и представлены для презентации и оценки в рамках основного курса обучения «История России».

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.

Программа носит историко-просветительскую и гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего образования:

– осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе;

– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;

– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране; – сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в прошлом и современности.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте