Рабочая программа ФОП — Словесное творчество ФГОС на 2023-2024 учебный год

Программа курса внеурочной деятельности «Словесное творчество» (далее – программа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО; приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286) и федеральной образовательной программой начального общего образования (ФОП НОО) по учебному предмету «Литературное чтение».

Скачать рабочую программу: Скачать

Смотреть онлайн рабочую программу

Раздел 1. Потешка как жанр устного народного творчества, песенка-приговорка
Особенности потешки как жанра: лаконичность, игровая форма, ритм, условная рифма, сочетание слова и движения. Художественное чтение потешки: плавность голоса и ритмичность речи, согласованность с движением рук; соответствие интонаций настроению и назначению потешки; повышение и понижение силы голоса. Практические работы: художественное чтение разных по тематике и структуре потешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешки выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки. Круг чтения: В.Д. Берестов «Бычок», И.П. Токмакова «Аист», Е.А. Благинина «Ой ладушки-ладушки», «Комары и мошки…», «Идет коза рогатая…», «Зайчик серенький сидит…», «Кисонька-мурысенька…», «Как у нашего кота…», «Поскакали, поскакали…», «Ехал мальчик маленький…», «Баба сеяла горох…», «Скок-поскок…» и т. д. Учимся сочинять потешки: выбор и обоснование темы для создания собственной потешки. Подбор рифмованных слов и предложений и соответствующих движений. Коллективное создание рифмованных потешек.

Раздел 2. Поэзия как жанр литературного произведения
Поэтические произведения поэтов-классиков, которые используются для чтения детьми (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, С.А. Есенин, А. Майков). Тематики стихотворений для детей (описание природы, тема родины, жизнь детей, моя семья). Замысел поэта как важнейший элемент сочинительства, его реализация в теме, основном содержании и структуре поэтического текста. Примеры произведений разных поэтов по общей тематике. Особенности настроения в стихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное (описание природы), веселое, игровое, юмористическое (стихи о детях), трогательное, радостное (стихи о семье).

Рифма – главная особенность поэзии, созвучие схожих окончаний в словах. Рифма как выразительное средство создания ритмического рисунка стиха.
Сравнение разных рифмованных слов и строчек. Выразительные средства поэтического произведения (эпитеты, сравнения, гипербола, метафора, олицетворение). Сравнение разных поэтических произведений: использование разных выразительных средств. Практические работы: сравнение замыслов одного поэта (и разных поэтов) в стихотворениях одной темы. Нахождение в тексте и оценка выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы собственного поэтического произведения.

Круг чтения: А.С. Пушкин «Зимнее утро», А.А. Майков «Весна», Ф.И. Тютчев «В небе тают облака», С.А. Есенин «Береза», А.А. Фет «Печальная береза…», И.З. Суриков «Детство», Г.А. Ладонщиков «Наша Родина», «Родная земля», И.С. Никитин «Русь», А.Л. Барто «Я лежу болею», «По дороге в класс», В.Д. Берестов «За игрой» и т.д.
Учимся сочинять стихи: выбор и обоснование темы для создания собственного стихотворения. Подбор рифмованных слов и предложений. Коллективное создание рифмованных четверостиший на разные темы.

Раздел 3. Рассказ как жанр повествовательной прозы
Авторский замысел в рассказе как элемент сочинительства. Темя и идея произведения. Рассказ-повествование. Характеристика и особенности повествования как типа речи: повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом, раскрывать, как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Наличие большого числа действий (глаголов в тексте) как особенность повествования. Тематика рассказов: о животных, о детях, о дружбе. Рассказ-повествование. Особенности структуры рассказа (завязка, кульминация, развязка). Сюжет. Событие как эпизод из жизни героя. Настроение, возникающее у читателя при чтении повествования. Изобразительно-выразительные средства языка и их функция в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гипербола. Рассказ-описание. Характеристика описания – тип речи, при котором автор раскрывает признаки, свойства, качества, внешние особенности предмета, обстановки или человека. Разновидности описания: пейзаж, портрет человека, животное, интерьер, местность, предмет быта.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте