«Яркие страницы истории нашего Отечества». Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на сохранение исторической памяти, понимание общности исторических судеб различных народов и регионов России, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны. Организация курса внеурочной деятельности «Яркие страницы истории нашего Отечества». Курс «Яркие страницы истории нашего Отечества» предназначен для обучающихся 3–4 классов и рассчитан на 1 год изучения (34 часа).
Скачать рабочую программу: Скачать
Смотреть онлайн рабочую программу
Раздел 1. Славяне и их поселения
Первые славянские поселения. Названия древних славян: поляне, древляне, кривичи, вятичи. Особенности славянских поселений. Возникновение
городов. Господин Великий Новгород. Стольный град: Владимир, Москва. Понятия: кремль (укрепление города), посад (жилые районы, поселения ремесленников), «торг» (рыночная площадь).
Раздел 2. Быт семьи в Древнерусском государстве
Славянский дом. Особенности быта славянского дома: мебель, посуда. Гостеприимство славян. Реконструкция древнерусского обеда. Каких продуктов не знали славяне. Славянская семья. Многопоколенный состав семьи. Старший мужчина – глава семьи. Занятия семьи: земледелие; бортничество; выращивание мелкого рогатого скота и домашней птицы; охота; рыболовство. Праздники и развлечения в Древней Руси в русских былинах. Значение и происхождение слова «ремесло». Ремесла Древней Руси. Виды ремесел, значение труда ремесленника, особенности: полезность, нужность, долговечность, эстетичность, красота. Ремесло и творчество.
Раздел 3. Развитие образования: от Древней Руси до Советской России
Первые школы Древней Руси. Расцвет монастырских школ в правление Ярослава Мудрого. Развитие образования в XVI–XVIII вв. Первые учебные книги. Русская «Азбука» Ивана Федорова. Первые учебники в эпоху правления Петра I. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого. Навигационные школы. Образование и просвещение в XVIII–XIX вв. Образовательные и культурные учреждения: Славяно-греко-латинская академия, Кунсткамера, народные училища, Смольный институт, Царскосельский лицей, открытие
Эрмитажа, Императорская Публичная библиотека. Советская Россия: решения советского государства об образовании народ и подрастающего поколения, о ликвидации безграмотности среди населения, охране его жизни и здоровья, правильном росте и развитии, уровне образования – одна из главных задач государства. Создание системы дошкольного воспитания. Рождение детской литературы. Борьба Советской власти с беспризорностью. Гуманный подход к воспитанию беспризорных. А.С. Макаренко его деятельность.
Раздел 4. Становление и развитие российской науки
Великий русский ученый М.В. Ломоносов – ученый-универсал, энциклопедист. Основные этапы его жизни и деятельности. Достижения науки в XIX в. Русская кругосветная экспедиция под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный». Открытие Антарктиды. Строительство Транссибирской магистрали. Демонстрация А.С. Поповым радиоприемника. Первый российский самолет А.Ф. Можайского. Начало использования электричества. «Свеча Яблочкова». Проект изучения космоса с помощью реактивных аппаратов. К. Э. Циолковский. Развитие исторической науки. Строительство здания Исторического музея. Исторические исследования Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского. Исследования великорусского народного языка. В.И. Даль. Эра космических полетов. С.П. Королев. Первые космонавты. Ю.А. Гагарин.
Раздел 5. Яркие страницы русского искусства
Скоморохи в России. Скоморошеское искусство как искусство смеха, массовое развлечение для народа. Особенности жизни и театрализованной деятельности скоморохов.
Первые публичные театры. Федор Волков и его деятельность в Ярославском драматическом театре. Открытие Русского театра в Петербурге.
Большой театр в Москве. Первые спектакли: оперы и балеты. Открытие театров по всей России. Золотой век российской культуры. Какое время в истории развития
культуры России называют «золотым веком». А.С. Пушкин – гений поэзии, основатель нового направления в поэтическом языке. Произведения великих поэтов и писателей XIX в. (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.). Достижения XIX в. в области изобразительного искусства. Тематика
картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В.И. Сурикова, И.Е. Репина. Великие русские композиторы XIX в. Первая опера М.И. Глинки. Музыкальные произведения П.И. Чайковского на сцене Большого театра. Рождение детской литературы. Первые журналы для детей в XVIII–XIX вв. Произведения, которые были написаны специально для детей (XIX в.): А.А. Погорельский, П.П. Ершов, В.Ф. Одоевский и др. Классики советской детской литературы. К.И. Чуковский. С.Я. Маршак. Н.Н. Носов. Любимые детские книги в СССР.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте