Тестовые задания, представленные в рабочей тетради, созданы по мотивам рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». В пособии используются отдельные предложения, фрагменты, словосочетания и слова из этого произведения.
Рабочая тетрадь содержит четыре варианта заданий, аналогичных тем, что встречаются в ЕГЭ. Ответы на них можно найти в конце пособия.
Скачать рабочую тетрадь: Скачать
Смотреть онлайн
Перед выполнением заданий рекомендуется прочитать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».
Вариант № 1
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) нАчал 2) докумЕнт 3) позвОнили 4) бОроду 5) киломЕтр
2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
– Ой-ой-ойиньки, головушка БЕДНАЯ! – озадачилась она. Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от БУДНЕГО небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели, которую подарил ей машинист из Черустей, муж ее БЫВШЕЙ воспитанницы Киры.
И опять, с тройным повторением: ВЕЧНАЯ память! ВЕЧНАЯ память! ВЕЧНАЯ память!
Так, одной утельной козе собрать было сена для Матрены – труд ВЕЛИКИЙ.
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
БЛИЖАЙШИЕ дни
ПОЛТОРА месяца
кто ПОБОГАЧЕ
женщина лет ШЕСТИДЕСЯТИ
ИХНИЙ дом
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1. зат_ряться, в_ранда, уд_вление
2. рев_люция, стр_ительство, г_лова
3. заж_гал, зап_реться, г_ктар
4. ост_клёнными, пятид_сятых, м_стечко
5. предпол_жить, к_ртонный, к_снулось
1. на_рываться, по_ошел, о_печатали, пре_положить
2. в_молился, ра_пахивался, бе_порядочно, ра_бросался
3. пр_ехать, пр_везёт, пр_дседатель, (не) пр_минул (поставить)
4. во_высив, ра_говаривать, в_горок, во_вращался
5. с_естным, об_яснял, об_явила, от_езд
1. локонч_ки, ремонтн_ки
2. сель_кий, низ_кий
3. топл_вный, вежл_вый
4. настойч_вый,застенч_вый
5. горн_ца, послов_ца
1. состар_вшемся, гляд_щей
2. доход_щей, насто_щими
3. густо-дым_щие, зна_щие
4. подозр_вала, сомн_вался
5. невид_мые, засажива_мый (картошкой)
5. Определите предложения, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1. Ни в одной точке ее никто меня (НЕ)ЖДАЛ.
2. Говорили мне знающие люди, что (НЕ)ЧЕГО и на билет тратиться.
3. Высокое Поле было тем самым местом, где (НЕ)ОБИДНО бы и жить и умереть.
4. А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, (НЕ)ПРОХОЖИЕ леса.
5. Этот старый серый дом проступил мне молодыми, еще (НЕ)ПОТЕМНЕВШИМИ тогда, бревнами.
6. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся через ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1. В разговоре я вспомнил, что уж один раз и Матрена сама ПОЧЕМУ(ТО) ходатайствовала за Антошку Григорьева, но я не спросил, что за родственник он ей, и ТО(ЖЕ) тогда отказал.
2. Кроме копки картошки, кроме беготни (ПО)ПЕНСИОННОМУ делу, она должна была еще ГДЕ(ТО) раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.
3. А недоступны были мыши для кошки ИЗ(ЗА) того, что КТО(ТО) когда-то, еще по хорошей жизни, оклеил Матренину избу рифлеными зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев.
4. Из Черустей приехала Кира, забеспокоился старик Фаддей: в Черустях, ЧТО(БЫ) получить и удержать участок земли, надо было молодым поставить КАКОЕ(НИБУДЬ) строение.
5. Матрене ЧТО(ТО) доброе приснилось под тот день. С утра узнала она, что я хочу сфотографировать КОГО(НИБУДЬ) за старинным ткацким станом.
7. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Она включала лампочку за кухо(1)ой перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь… Крупной же картошки огород ее песча(2)ый, с довое(3)ых лет не удобре(4)ый и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, – крупной не давал. Мне почти не слышались ее утре(5)ие хлопоты.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Все же я подошел к окошечку робко поклонился и попросил.
2) Я вернулся в отдел кадров и взмолился перед окошечком.
3) Каждую букву в моих документах перещупали походили из комнаты в комнату и куда-то звонили.
4) Потом все ж походили из комнаты в комнату позвонили поскрипели и отпечатали мне в приказе.
5) Там дул такой свежий ветер ночами и только звездный свод распахивался над головой.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А) Туда и сюда (1) сквозь поселок проложена была узкоколейка (2) и паровозики (3) тоже густо-дымящие (4) пронзительно свистя (5) таскали по ней поезда с бурым торфом (6) торфяными плитами и брикетами.
Б) Знал я (1) что замуж Матрена вышла еще до революции (2) и сразу в эту избу (3) где мы жили теперь с ней (4) и сразу к печке. Знал (5) что детей у нее было шестеро (6) и один за другим умирали все (7) очень рано (8) так что двое сразу не жило.
В)
– А почему вы коровы не держите (1) Матрена Васильевна?
– Э-эх (2) Игнатич (3) – разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница (4) мол (5) теперь.
10. Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых. (2) Но внутри этих домиков нельзя было увидеть перегородки, доходящей до потолка, так что не снять мне было комнаты с четырьмя настоящими стенами. (3) Над поселком дымила фабричная труба. (4) Туда и сюда сквозь поселок проложена была узкоколейка, и паровозики, тоже густодымящие, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, торфяными плитами и брикетами.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте