Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие выразительные средства помогают автору создать яркую картину весеннего солнечного дня?» по тексту Шмелёва. Это задание из нового сборника Р. А. Дощинского и И. П. Цыбулько для ОГЭ 2025 по русскому языку для 9 класса, задание 13.
Средства художественной выразительности, используемые автором, помогают создать яркий и запоминающийся образ. В качестве примера можно рассмотреть текст И.С. Шмелёва.
Описывая тающий снег, автор прибегает к такому тропу, как олицетворение: «Он уже сдал, исколот лучами солнца, сочится стеклянным блеском, день ото дня бледнеет, уходит в землю». С помощью этого художественного приёма автор передаёт переход от зимы к весне.
Чтобы передать чувства героя, наблюдающего за происходящими в природе изменениями, автор использует метафору: «…светлую весну жизни». Этот троп позволяет сравнить весеннее время года с человеческой жизнью, что придаёт тексту глубину и эмоциональность.
Таким образом, метафоры и олицетворения в тексте И.С. Шмелёва создают атмосферу весеннего солнечного дня, наполненного светом и радостью.
В тексте Ивана Сергеевича Шмелёва весна предстаёт перед нами как яркое, многоликое событие, наполненное красками, звуками, ароматами и ощутимыми изменениями в природе. Автору удаётся создать образ радостного, жизнеутверждающего весеннего солнечного дня, наполненного динамикой и эмоциональной глубиной. Для этого он использует разнообразные выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, звукопись и детали, которые затрагивают все органы чувств — зрительные, слуховые и обонятельные.
Прежде всего, в глаза бросаются образы и эпитеты, которые придают пейзажу живую, движущуюся и изменчивую фактуру. Автор не ограничивается простым описанием весны, а стремится «оживить» её, показать как процесс становления и обновления мира. В тексте встречаются яркие и конкретные слова, которые помогают представить мельчайшие нюансы ранней весны. Например, в предложении (8) говорится о «Великой луже на чёрном дворе, вся в блеске». Казалось бы, лужа — весьма обыденное явление, но добавление эпитета «великая» и указание на её «блеск» создаёт ощущение масштабности и торжественности природного превращения. Даже такая мелочь, как лужа, становится символом пробуждения: она отражает свет, сияет, словно зеркало, возвращающее нам солнечную энергию.
Нельзя не отметить роль метафор и сравнений. Автор то и дело прибегает к ним, чтобы выйти за пределы обыденного восприятия. Внимательно вглядимся в предложение (21): «Небо упало в лужу и уронило солнце». Эта метафора делает невиданный «фокус»: вместо простой фразы о том, что лужа отражает небо и солнце, Шмелёв создаёт образ действия, будто небо действительно упало вниз, а солнце случайно выскользнуло из его объятий. Такое олицетворение мира усиливает эффект присутствия: читатель как бы чувствует шаловливую игру световых бликов, видит, как небесные объекты участвуют в весеннем обновлении природы. Сила этого приёма заключается в том, что автор не описывает объект напрямую, а заставляет читателя «увидеть» ситуацию глазами ребёнка, понять эту оживлённую и радостную путаницу, игру отражений. В результате весенний день в сознании читателя обретает не статическую красоту, а динамику и эмоциональную насыщенность.
Помимо метафор, Шмелёв часто использует чувственные детали, обращаясь ко всем органам восприятия. Мы слышим «чириканье» воробьёв (предл. 6–7), ощущаем «холодком покусывает с воды» (предл. 14), видим «блеск», «голубые лужицы», «черны-черны яблоньки» (предл. 17–18), «золотящиеся почки» на тополях (предл. 19). Автор не ограничивается лишь визуальными образами, он включает слуховые, тактильные, обонятельные ощущения: от «звяканья сосулек» (предл. 13) до запахов, исходящих от Михайлы (предл. 39–40). Это многообразие чувств, связанных с весной, позволяет читателю пережить момент обновления природы как нечто близкое и родное, словно он сам стоит в этом дворе, ступает по доскам, боится намочить новое пальто, вдыхает ароматы и прислушивается к звукам.
Особое место занимает олицетворение. Весна у Шмелёва — это не просто время года, а живое существо, ведущее невидимую борьбу за пространство с отступающей зимой. Вода «чуется» (предл. 10), снег «уходит в землю» (предл. 12), а солнце «купается» в луже (предл. 22). Такое одушевление естественных явлений наполняет картину настроением праздника, весеннего действа. Благодаря олицетворению мы чувствуем, что природа не пассивна, она работает, творит, меняется на глазах, превращая скучный зимний пейзаж в симфонию света, цвета и движения.
Кроме того, автор широко использует приёмы звукописи. Воробьи «чирикают бойко, трескуче» (предл. 6–7), сосульки «звякают» (предл. 13), «перезвон пасхальный» гонит остатки зимы. Эти звучания создают звуковой фон, подчёркивающий жизнерадостную атмосферу. Звук и свет в тексте связаны, перемешиваются, как в живой картине ранней весны, рождая уникальный колорит.
Второй пример из текста, подчёркивающий значение выразительных средств, – это описание одежды и предметов вокруг ребёнка (предл. 22): «…синее, с золотыми якорьками, только-только надетое… белые огоньки на калошках». Здесь автор прибегает к ярким деталям, чтобы передать непосредственную радость обновления. Только в контексте общего весеннего света эти цвета, блёстки, якорьки выглядят особенно празднично, усиливая впечатление полноты и красоты жизни. Казалось бы, мелкие предметы: пальтецо, калошки — но они дополняют общую картину, придавая ей индивидуальность и эмоциональный оттенок.
Таким образом, благодаря целому комплексу выразительных средств — эпитетам, метафорам, олицетворениям, сравнениям, звуковым и цветовым деталям — Шмелёву удаётся не просто описать весенний день, а показать его как живой, дышащий организм, как волнующий момент пробуждения природы. Это не статичная панорама, а динамичная картина, в которой звенит вода, сияет солнце, люди и предметы отражаются и меняются. Именно такие художественные приёмы и средства выражения позволяют автору передать всю яркость, нежность и торжественность весеннего солнечного дня, увлекая читателя в мир чистой, обновляющейся жизни.
(1)Я стою у реки. (2)Она идёт полноводно, ровно. (3)А где же весенний плеск? (4)Надо закрыть глаза — и через узенько-узенькую щёлку, через деревья, глядеть на небо. (5)Лучше пройти за решётку сада, сесть где-нибудь на солнышке и так вот смотреть и слушать… (6)Воробьи? (7)Это они чирикают, бойко, трескуче, радостно по весне. (8)Великая лужа на чёрном дворе вся в блеске. (9)Бурая в ней вода. (Ю)Чуется белый ледок под нею. (И)Кругом: у заборов, у садовой решётки, у сараев, под брёвнами — голубовато снежком белеет. (12)0н уже сдал, исколот лучами солнца, сочится стеклянным блеском, день ото дня бледнеет, уходит в землю. (13)Гонит его перезвон пасхальный, звяканье сосулек. (14)Холодком покусывает с воды, но белые утки полощутся там, где поглубже; жёсткие их носы вылущивают что-то сочно, вспыхивают на солнце крылья… (15)Какая радость — этот немножко страшный переход по доскам до сада!
(16)В саду ещё спит зима, тяжёлая, большая; но снег надувается горбами и почернел, усыпан веточками, вороньими и куриными следами. (17)Под яблоньками сероватые проталинки, лужицы голубые — в них солнце и небо плещется. (18)ЯблонькИ черны-черны, корявы весенней голостью. (19)3ато тополя светлеют тугим и здоровым глянцем, и почки на них полнеют, золотятся. (20)Слепит отовсюду. (21)Небо упало в лужу и уронило солнце. (22)Оно купается с облачками, с утками, брызжет в меня, на моё весеннее пальтецо, синее, с золотыми якорьками, только-только надетое, в новенькие калошки — белые огоньки на них. (23)Я жмурюсь и робко двигаюсь по доскам. (24)Нянька подталкивает в спину, несёт за мною лопаточку — ковырять снег в саду, гнать зиму. (25)Вот и самая середина лужи. (26)Я иду еле-еле, чтобы идти подольше. (27)Солнце под моими ногами плющится — и вдруг… (28)Что это?! (29)Почему закачались доски? (30)Я поднимаю голову и радостно узнаю Михайлу, который тесал лопаточку.
(31)Он двигается навстречу и весь сияет. (32)Намасленная голова сияет на обе стороны, красное лицо сияет, и красная борода, как веник, и новая красная рубаха — пузырями. (ЗЗ)Михайла радостно надвигается на меня, раскидывает руки… (34)Он всё ближе, он меня свалит в лужу… (35)Но вот Михайла делается ниже, ниже. (36)Я вижу, что он садится, будто играет в коршуна, хватает меня и вдруг поднимает на страшную высоту над страшной лужей! — (37)Держись! — рычит Михайла, раскачивая меня над лужей. (38)Я слышу, как кричит нянька, — чёрный её платочек с красными и зелёными цветами, — но Михайла тискает меня ласково и урчит, урчит. (39)От него пахнет деревянным маслом, красной рубахой, пряниками, хлебом, овсом и чем-то ещё, таким приятным, тёплым… (40)Стружками даже пахнет, чурбачками.
(41)Он тихо ставит меня на доску. (42)Я, как во сне, в испуге, в радости непонятной. (43)И столько плеска кругом, и блеска, и гомона! (44)Всё смеётся, звенит, играет… (45)Этот весенний плеск остался в моих глазах — с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. (46)Остался живым в душе, с тысячами Михайлов и Иванов, со всем мудрёным, до простоты-красоты душевной, миром русского мужика, с его лукаво-весёлыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до чёрной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. (47)3наю, связан я с ним навсегда. (48)Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… (49)Вошло — и вместе со мной уйдёт.
По И. С. Шмелёву Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950) — русский писатель, публицист, мыслитель.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте