Сочинение по тексту Айхенвальда Ю.И. В чём заключается своеобразие творчества А.С. Пушкина?
Для 27 задания ЕГЭ по русскому языку 2025 года, 11 класс, напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста, используя 33 вариант нового сборника Дощинского Р.А. Аргументируйте свою позицию, опираясь на примеры из русской и зарубежной литературы.
(1)Богатырь духа, А. С. Пушкин в своём пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает. (2)Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. (З)Ему — дело до всего. (4)Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далёкого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхвременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего иноземного и чужого.
(5)Овидий жил и страдал давно, но Пушкин переживает с ним эти страдания теперь и воскрешает в себе его тоскующий образ. (6)Та панорама жизни, которая так ярко и пышно развёртывается перед нами в несравненном послании к Юсупову, вся прошла в фантазии поэта, и ещё с гораздо большей разнообразностью картин и красок; и то, чего недоставало Пушкину во внешних восприятиях — он, себе на горе, не видал чужих краёв, где небо блещет неизъяснимой синевой, он не видел Бренты и адриатических волн, — всё это восполнял он сказочною силой внутреннего зрения и в самом себе пережил эпохи и страны, многие культуры, и Трианон, и революцию, и рассказы Бомарше, и всю превратность человеческих судеб.
(7)Он перечувствовал Шекспира и Гёте, посетил в идеальном путешествии своих творческих снов Европу и Восток, понял Дон Жуана, и Скупого рыцаря, и другого, бедного рыцаря, который имел одно виденье, непостижное уму, — понял и зависть Сальери, и царицу Клеопатру, и вещего Олега, и мудрого Пимена, чей облик воссиял ему из тьмы времён. (8)Для него были близки и понятны и Анакреон, и Песня Песней, и песни Шенье, которого Муза проводила до гильотины, и Хафиз, и Гораций, и всё, что когда-либо волновало и восхищало людей.
(9)Пушкин воплотил в своём поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нём, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно, он всё-таки захотел ещё её оправдать и вместе с нею оправдать собственное дыхание. (10)0н это осуществил.
(11)Кроме того, он словом отозвался на самого себя, на свою жизнь. (12)И от этого она ничего не потеряла в своей действенности. (13)Он не только жил, но и писал; однако оттого, что свои труды и дни перевёл он на язык искусства и следами слова навеки запечатлел свои дела, не исчезла их живая подлинность и книга не заслонила его самого, биография не исказила жизни. (14)0н вообще на своём примере показал, что стихи как-то вошли в совокупность мира, не лишни для последнего, не чужды ему: стихи претворились в стихию.
(15)Наконец, он принял не только мир, но и самого себя — а э-то, быть может, труднее всего. (16)«Безумный расточитель», он знал муки воспоминания, горькими слезами обливал печальные строки в его длинном, ничего не зачёркивающем свитке, чувствовал «змеи сердечной угрызенья», — но всё же, как это показывает и психологический фон его произведений, он преодолел свою рефлексию и своё раскаяние и с собою примирился, согласился, взял себя целиком. (17)Он прошёл по жизни честный, не стыдящийся и довольный.
(18)Пушкин — самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нём спокойно, объективно, без восторга. (19)Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, которые И. С. Аксаков назвал благодеянием, и, облагодетельствованные его стихами, истолкованием Божества, бодрее продолжаем свою трудовую дорогу: мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы черпаем всё новые и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам даётся святое причастие красоты.
(20)Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий, текут вослед за нами в продолжение всей нашей жизни и, «ручьи любви», навсегда вливаются в наши взрослые души. (21)И так проходят годы, десятилетия, столетия со дня его рождения, а сам он не проходит. (22)Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. (23)Какое счастье!..
По Ю. И. Айхенвальду Юлий Исаевич Айхенвалъд (1872-1928) — русский литературный критик.
В своём тексте Ю.И. Айхенвальд раскрывает удивительные грани творчества Александра Сергеевича Пушкина. Поэт сумел запечатлеть в своих произведениях всю многогранность мировой культуры и отразить гармонию, царящую в нашем мире. Айхенвальд подчёркивает, что Пушкину были подвластны образы всех времён и народов, и он с удивительной лёгкостью и точностью передавал в своих творениях самые важные темы, которые волновали человечество.
Автор считает, что сила Пушкина заключается в его способности создавать образ мира через поэзию, сохраняя при этом живое человеческое начало. Пушкин не только «перечувствовал» другие культуры и эпохи (предложение 7), но и сумел отразить в своём творчестве внутреннюю гармонию и философские истины, которые остаются актуальными на протяжении веков. Он не был равнодушен к жизни и черпал вдохновение в ней, стремясь понять её в глубоком, философском смысле, что сделало его поэзию частью мирового порядка (предложение 14). Пушкин нашёл и передал гармонию между миром и человеком, раскрыв её через понятия красоты, любви и вдохновения, которые продолжают вдохновлять последующие поколения (предложения 19–21).
Творчество Пушкина — это поистине уникальное явление в русской литературе. Он не только передавал человеческие чувства, но и обогащал их, сочетая разные культуры и эпохи. Своеобразие его творчества как воплощения мирового духа проявляется и в романе «Евгений Онегин». Пушкин удачно сочетает русские реалии и западные литературные образы, подчёркивая уникальность русского менталитета и культурные особенности России. Так, главный герой Онегин напоминает героев английской и французской литературы, но при этом остаётся глубоко русским, терзаемым своей сложной натурой и личными противоречиями.
Ещё один яркий пример — поэма «Полтава», где Пушкин воссоздаёт историческое событие, переплетая политические, философские и культурные контексты. Через образы Петра I и Карла XII он показывает, как культурные и политические контексты формируют характеры и судьбы народов. Именно это стремление Пушкина к целостному пониманию человеческой природы через различные ракурсы истории и культуры позволяет ему говорить на универсальном языке, который понятен и близок разным народам.
Таким образом, Айхенвальд справедливо замечает, что Пушкин — это поэт, сумевший охватить весь мир в своём творчестве. Его произведения наполнены мировыми образами и одновременно отражают глубокое понимание русской культуры и души. Через свои стихотворные строки Пушкин остаётся «вечным современником», к которому люди обращаются за вдохновением, ощущая величие и силу жизни. Его творчество — это неиссякаемый источник для познания мира и себя.
В своей статье автор рассуждает об особенностях творчества Александра Сергеевича Пушкина, опираясь на свои размышления. Он называет поэта «богатырём духа» и выделяет его главную черту — «пламенное любопытство», которое охватывает все аспекты жизни и заставляет поэта видеть и слышать всех вокруг, каждому находя отклик.
Критик удивляется широте кругозора Пушкина, его способности преодолевать границы пространства и времени, отзываясь на события и идеи, которые происходят во всём мире. В качестве яркого примера он приводит «несравненное послание к Юсупову», в котором Пушкин сопереживает страданиям Овидия.
Русский лирик никогда не был за границей, не видел чужих краёв, но ему был дан удивительный дар — «сказочная сила внутреннего зрения». Это позволяет ему воплощать в своих произведениях мировую гармонию, отзываясь на события, которые происходят во многих странах и в разные эпохи.
Оба примера связаны между собой как целое и частное. Отмечая способность поэта проникать в разные страны и времена с помощью своего внутреннего зрения, автор приводит в пример конкретное художественное произведение, в котором Пушкин смог понять и ярко изобразить древнеримского поэта Овидия.
Авторская позиция заключается в том, что своеобразие произведений А. С. Пушкина определяется безграничностью созданного им художественного мира как в пространстве, так и во времени.
Мне близка позиция автора. Действительно, все, кто читает лирические, эпические и драматические произведения «солнца русской поэзии», отмечают широту и беспредельность художественной картины, воссозданной этим русским европейцем. Его мысль проникает в самые различные пространства мира и способна постичь любое время.
В качестве доказательства можно обратиться к «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери», в которой писатель реалистично и правдиво показал два типа художника: Сальери, который стремится постичь гармонию «алгеброй», и Моцарта, гения, которому дан музыкальный дар свыше.
В заключение ещё раз подчеркнём, что Пушкин покоряет наши сердца своей способностью откликаться на мировые события, переносясь с помощью своего внутреннего зрения из одной страны в другую, художественно правдиво изображая разные эпохи.
В чём же заключается уникальность творчества Александра Сергеевича Пушкина? Над этим вопросом в своём анализе задаётся критик Ю. И. Айхенвальд.
Прежде всего, он отмечает широту кругозора Пушкина: «Он объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает». Критик подчёркивает, что поэт «пламенно любопытен» и в своей «сверхпространственности» и «сверхвременности» стремится к знаниям. Для него нет ничего «иноземного и чужого».
Иными словами, Пушкину были интересны любые темы, идеи и проблемы, которые затрагивали разные эпохи и народы. Для него не существовало никаких ограничений — ни национальных, ни временных.
Далее Айхенвальд пишет, что «Пушкин воплотил в своём поэтическом слове мировую гармонию». Поэт глубоко прочувствовал творчество Востока и Запада разных времён и авторов, сумев привнести «своё дыхание» в то, что было создано до него другими писателями. Всё это волновало его и вдохновляло на создание оригинальных произведений. То есть мировая культура была для Пушкина источником вдохновения, но при этом все его сочинения абсолютно самобытны.
Эти взаимодополняющие примеры показывают, что своеобразие произведений Пушкина определяется его способностью преодолевать любые ограничения. Айхенвальд убеждён, что особенностью творчества А. С. Пушкина как раз и является отсутствие «границ и пределов как во времени, так и в пространстве».
Я полностью разделяю точку зрения автора. Творчество Пушкина поистине всеобъемлюще: в детстве мы увлекаемся его сказками, а став взрослыми, любим перечитывать его стихи и поэмы, романы и повести, знакомясь с героями разных стран и эпох.
Русский историк Ключевский писал, что для поэзии Пушкина «нет ни великого, ни малого: всё уравнивается, становясь прекрасным, и стройно укладывается в цельное миросозерцание…». Он отмечал, что благодаря творчеству поэта «люди стали лучше понимать чужое и серьёзнее смотреть на своё». Анна Андреевна Ахматова в статье «Слово о Пушкине» написала, что он победил время и пространство.
Таким образом, творчество Александра Сергеевича Пушкина поистине уникально и многогранно. Оно художественно правдиво изображает все стороны человеческого бытия.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте