Сочинение из сборника Дощинского Р.А. по тексту Бунина И.А. «Как русская песня воздействует на душу человека?»

Сочинение по тексту Ивана Бунина о том, как русская песня влияет на душу человека. Это 23-й вариант из нового сборника Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько для задания 27 ЕГЭ 2025 по русскому языку для 11 класса.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой в исходном тексте, и приведите аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы, которые помогут вам раскрыть тему.

Текст Бунина

(1)Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им. (2)Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. (З)Было предвечернее время июньского дня… (4)Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная за-глохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

(5)Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах… (6)Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — Богом стране. (7)0ни шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. (8)И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели. (9)Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши. (10)Они бодро сбегались к месту с белыми, блестя¬щими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, свободной чередой.

(11)Теперь они пели, а мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая див¬ная прелесть их песни. (12)Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, ~то видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. (13)Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ними, и нами, и этим хлебородным полем, что окружало нас. (14)Этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства. (15)Этим предвечерним временем и облаками на уже розовеющем западе. (16)Этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели. (17)И этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. (18)Прелесть тыла в том, что все мы были дети своей Родины и были все вместе, и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть.

(19)И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта Рогана, этот наш общий дом была Россия и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу. (20)Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. (21)Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. (22)Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. (23)И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

(24)В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? (25)В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. (26)«Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с Родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. (27)Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бес-конечно далёкие — и невозвратимые…

По И.А. Бунину Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) — русский писатель, поэт, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Сочинение №1

В предложенном тексте Иван Алексеевич Бунин поднимает важный вопрос: «Как русская песня влияет на душу человека?». По его мнению, настоящая душевная русская песня рассказывает о любви к Родине, наполняет жизнь человека смыслом, заставляет ощущать духовное родство с родной землёй и быть счастливым от осознания своей принадлежности к ней. Я приведу примеры из текста, которые подтверждают точку зрения автора.

В одном из фрагментов описывается, как песня рязанских косцов произвела неизгладимое впечатление на слушателей. Автор отмечает, что это русское по духу произведение народного искусства было тесно связано со всем, что видели и чувствовали и невольные зрители, и сами работники. Благодаря этой песне в душах людей возникало чувство духовной близости ко всему окружающему: к «хлебородному полю», к самому воздуху, к «предвечернему времени» и «облакам на уже розовеющем западе». Этот пример доказывает, что русская песня заставляет нас чувствовать кровное родство с Родиной и всем, что с ней связано.

Очарование исполненной песни заключалось и в том, что это было не полноценное пение, а лишь «вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди». При прослушивании произведения внутри появлялось чувство «несравненной лёгкости» и естественности. Под воздействием русской песни слушатели ощутили себя счастливыми от осознания своей принадлежности к своей Родине и поняли, что никогда не смогут с ней расстаться: «…говорил человек и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с Родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг – беспредельная родная Русь…»

Второй пример дополняет первый, позволяя автору передать силу воздействия русской песни на человека. По его мнению, секрет её прелести заключается в том, что она идёт из души и укрепляет связь певца и слушателя с родной землёй.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, народное творчество всегда предполагает наличие неразрывной связи со своим Отечеством. В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Певцы» также раскрывается эта тема. В распивочной происходит настоящее чудо, когда Яков, простой крестьянин, начинает исполнять русскую народную песню. Это производит на слушателей неизгладимое впечатление, ведь в исполнении Якова нашла отражение сама «русская, правдивая, горячая душа».

Таким образом, народная песня — это отражение богатого внутреннего мира русского человека, именно поэтому она не может оставить его равнодушным.

Сочинение №2

Русская песня всегда занимала особое место в культуре и жизни нашего народа. Она словно отражает самые сокровенные глубины души, передавая чувства, мысли и переживания человека, который неразрывно связан с родной землёй. В тексте Ивана Бунина мы видим, как русская песня, сливаясь с природой и родной землёй, проникает в самую сердцевину души, вызывая глубокие эмоциональные переживания.

Авторская позиция заключается в том, что русская песня воздействует на душу человека не только через слова и мелодию, но и через тесную связь с природой, Родиной и чувством единства с окружающим миром. Для Бунина песня является неотъемлемой частью жизни, в которой переплетаются чувства, природа и историческая память народа. Он подчёркивает, что прелесть песни заключается в её естественности и связи с тем, что окружает человека: «Прелесть её была в том, что она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы» (предложение 12).

Автор описывает, как песня сливается с природой, становясь её частью, и эта гармония вызывает в человеке глубокие чувства. Он отмечает, что песня не просто исполняется, она «вздыхает» вместе с лесом и полем, она живёт в этом пространстве, как живёт сама душа народа: «Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России… с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью» (предложение 21). Это подчёркивает, что русская песня является выражением глубинных чувств и состояния души, которая связана с Родиной, природой и народом.

Я полностью согласен с позицией автора о воздействии русской песни на душу человека. Песня действительно способна выражать те чувства, которые сложно передать словами. Тесно связанная с природой и Родиной, русская песня помогает человеку ощутить свою связь с прошлым, с народом, она вызывает чувство единства и глубокого эмоционального отклика.

Пример из русской литературы, подтверждающий влияние русской песни на душу человека, можно найти в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». В нём неоднократно описывается, как казацкие песни отражают страдания и радости героев, передают силу и мощь народного духа. Песни помогают героям справляться с трудностями, укрепляют их душевные силы, связывая их с родной землёй и традициями.

Таким образом, русская песня оказывает глубокое воздействие на душу человека, потому что она неразрывно связана с природой, историей и культурой народа. Как показывает Иван Бунин, эта песня становится выражением тех чувств, которые сложно осознать и понять, но которые человек ощущает в глубине своей души.