Сочинение по тексту Марины Цветаевой «О силе детского восприятия искусства» представляет собой 25 вариант из нового сборника Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько для 27 задания ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. В задании требуется написать сочинение-рассуждение, посвящённое проблеме исходного текста, опираясь на аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы.
(1)Немножко позже — мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год — в музыкальной школе Зограф-Плаксиной, в Мерзляковском переулке, был, как это тогда называлось, публичный вечер — рождественский. (2)Давали сцену из «Русалки», потом «Рогнеду» — и: Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним. (3)Скамейка. (4)На скамейке — Татьяна. (5)Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. (6)Оба стоят. (7)И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. (8)И тут я понимаю, что рыжий кот, Августа Ивановна, куклы не любовь, что это — любовь: когда скамейка, на скамейке — она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова. — (9)Что же, Муся, тебе больше всего понравилось? — мать по окончании.
— (10)Татьяна и Онегин. — (11)Что? (12)Не «Русалка», где мельница, и князь, и леший? (13)Не «Рогнеда»? — (14)Татьяна и Онегин. — (15)Но как же это может быть? (16)Ты же там ничего не поняла? (17)Ну, что ты там могла понять? (18)Молчу. (19)Мать, торжествующе: — Ага, ни слова не поняла, как я и думала. (20)В шесть лет! (21)Но что же тебе там могло понравиться? — (22)Татьяна и Онегин. — (23)Ты совершенная дура и упрямее десяти ослов! (24)(Оборачиваясь к подошедшему директору школы, Александру Леонтьевичу Зографу.) (25)Я её знаю, теперь будет всю дорогу на извозчике на все мои вопросы повторять: «Татьяна и Онегин!» (26)Прямо не рада, что взяла. (27)Ни одному ребёнку мира из всего виденного бы не понравилось «Татьяна и Онегин», все бы предпочли «Русалку», потому что — сказка, понятное. (28)Прямо не знаю, что мне с ней делать!!! — (29)Но почему, Мусенька, «Татьяна и Онегин»? — с большой добротой директор. (30)Я, молча, полными словами: «Потому что — любовь».
— (31)Она, наверное, уже седьмой сон видит! — подходящая Надежда Яковлевна Брюсова1, наша лучшая и старшая ученица. — (32)И тут я впервые узнаю, что есть седьмой сон, как мера глубины сна и ночи. — (33)А это, Муся, что? — говорит директор, вынимая из моей муфты вложенный туда мандарин, и вновь незаметно (заметно!) вкладывая, и вновь вынимая, и вновь, и вновь… (34)Но я уже совершенно онемела, окаменела, и никакие мандаринные улыбки, его и Брюсовой, и никакие страшные взгляды матери не могут вызвать с моих губ — улыбки благодарности. (35)На обратном пути — тихом, позднем, санном, — мать ругается. — (36)Опозорила!! (37)Не поблагодарила за мандарин! (38)Как дура — шести лет — влюбилась в Онегина!
(39)Мать ошиблась. (40)Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь. (41)И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в неё — немножко больше), не в них двух, а в их любовь. (42)В любовь. (43)Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей. (44)Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда — когда расставались. (45)Никогда — когда садились, всегда — расходились.
(46)Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и не сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес — она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно. (47)Татьяна на той скамейке сидит вечно.
(48)Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. (49)Я с той самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на нелюбовь — обрекла. (50)В том-то и всё дело было, что он её не любил, и только потому она его — так, и только для того его, а не другого, в любовь выбрала, что втайне знала, что он её не сможет любить. (51)(Это я сейчас говорю, но знала уже тогда, тогда знала, а сейчас научилась говорить.) (52)У людей с этим роковым даром несчастной — единоличной — всей на себя взятой — любви — прямо гений на неподходящие предметы. (53)Но ещё одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин».
(54)Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку — и руки, не страшась суда — то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах — сделала. (55)И если я потом, когда уходили (всегда — уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. (56)Урок смелости. (57)Урок гордости. (58)Урок верности. (59)Урок судьбы. (60)Урок одиночества.
М.И. Цветаева Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) — русский поэт Серебряного века, переводчица, автор биографических эссе и критических статей.
Детское восприятие искусства наполнено особой остротой и непосредственностью. Ребёнок реагирует не столько на логику происходящего, сколько на те чувства, которые оно у него вызывает. В тексте Марины Цветаевой рассказывается о том, как ребёнок воспринимает сцену из «Евгения Онегина» через призму чувств, не осознавая всех тонкостей, но проникаясь глубиной происходящего.
Автор убеждена, что сила детского восприятия искусства заключается в способности ребёнка чувствовать неосознанно, но очень глубоко. Для ребёнка искусство — это не просто набор логических связей и событий, а мощный эмоциональный опыт.
Героиня Цветаевой, будучи ещё совсем маленькой, восприняла сцену из «Евгения Онегина» как символ любви, хотя и не могла до конца понять её смысл. Она просто почувствовала, что это что-то важное и глубокое: «Татьяна и Онегин», — повторяет героиня, когда её спрашивают о впечатлениях (предложение 10). Её привлекла не внешняя красочность «Русалки» или «Рогнеды», а тихая драма, скрытая во взаимоотношениях Онегина и Татьяны.
Цветаева подчёркивает, что детское восприятие искусства зачастую интуитивно, но это не делает его менее сильным. Героиня не могла объяснить, что именно её так поразило, но уже тогда она почувствовала суть любви и трагедии, которые были заключены в этой сцене: «Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну… в любовь» (предложение 40). Это восприятие оставило глубокий след в душе ребёнка и предопределило её будущие взгляды на жизнь и любовь.
Моё отношение к позиции автора полностью совпадает с её взглядами. Детское восприятие искусства действительно обладает огромной силой. Ребёнок может не осознавать всех смыслов произведения, но он чувствует его сердцем, и эти чувства остаются с ним на всю жизнь. Этот ранний опыт закладывает основы его будущего восприятия мира. Взрослые могут недооценивать глубину детских впечатлений, но именно в детстве человек формирует свою эмоциональную и духовную связь с искусством.
Пример из русской литературы, подтверждающий важность детского восприятия искусства, можно найти в рассказе Льва Толстого «Детство». В нём главный герой Николенька видит театр впервые, и его восприятие спектакля наполнено эмоциональными переживаниями, хотя он ещё не в состоянии осмыслить всю глубину того, что происходит на сцене. Для него это — открытие нового, волнующего мира.
Таким образом, сила детского восприятия искусства заключается в способности ребёнка чувствовать его с огромной глубиной. Как показывает Цветаева, этот ранний эмоциональный опыт может оказать значительное влияние на всю дальнейшую жизнь человека, формируя его отношение к таким важным вещам, как любовь, судьба и одиночество.
Какова сила детского восприятия искусства? Этот вопрос волнует М.И. Цветаеву.
Автор считает, что детские впечатления от великих произведений искусства, даже если они кажутся наивными, играют ключевую роль в формировании будущего человека и его мировосприятия. Позвольте мне проиллюстрировать эту мысль на примерах из текста.
М.И. Цветаева вспоминает, какое сильное впечатление на неё произвёл фрагмент из пушкинского «Евгения Онегина». В то время как её сверстницы предпочитали «Русалку» или «Рогнеду», она с трепетом относилась к Татьяне и Онегину, что вызывало недовольство матери. Этот пример подчёркивает, что детские впечатления самые яркие и запоминающиеся, они способны глубоко поразить душу.
В более зрелом возрасте воспоминания о детстве время от времени возвращаются. Как отмечает М.И. Цветаева, любовная сцена из «Евгения Онегина» предопределила её отношение к этому чувству: «Я с той самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на нелюбовь – обрекла». С тех пор она не боялась делать первый шаг, когда того требовала ситуация, потому что в детские годы получила важный «урок смелости». Размышляя об этом, автор подчёркивает связь между детством и взрослой жизнью.
Между приведёнными примерами прослеживается причинно-следственная связь. Почему М.И. Цветаева никогда не могла обрести счастья в любви? Она объясняет это детскими воспоминаниями о невзаимных чувствах героев романа А.С. Пушкина. Самоотверженная любовь Татьяны стала для неё ориентиром в будущем.
Нельзя не согласиться с автором в том, что детское восприятие искусства во многом предопределяет жизненный путь. Например, в эссе «Детский сад» современный писатель Е.Г. Водолазкин вспоминает, какое сильное впечатление произвёл на него в детстве роман в стихах А.С. Пушкина. В те годы его больше всего заинтересовала сцена дуэли Онегина и Ленского, а в будущем, обратившись к роману вновь, он открыл для себя и любовную линию. Это произведение искусства продолжает волновать писателя с детских лет и до сегодняшнего дня.
Таким образом, мировоззрение взрослого человека и его отношение к искусству во многом зависят от впечатлений, полученных в детстве.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте