Сочинение из сборника Дощинского Р.А по тексту Гоголя Н.В «Как писатели понимают жизнь и изображают её в произведениях?»

Сочинение по тексту Гоголя Н.В. Как писатели воспринимают жизнь и отражают её в своих произведениях? Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку в 11 классе подготовьте сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста, опираясь на 25 вариант из нового сборника Дощинского Р.А. Включите в ваше сочинение аргументы и примеры из литературы.

Текст Достоевского Ф.М

(1)Милостивая государыня, на Ваше письмо от 20 февраля отвечаю лишь теперь, через месяц, за недосугом и нездоровьем, а потому весьма прошу Вас не рассердиться. (2)Вы пишете и задаёте вопросы, на которые надо писать вместо ответа трактаты, а не письма. (3)Да и вопросы-то разрешаются лишь всею жизнию. (4)Из письма Вашего я заключаю, что Вы добрая мать и многим озабочены насчёт Вашего подрастающего ребёнка. (5)Но к чему Вам разрешение тех вопросов, которые Вы мне прислали, — не могу понять. (6)Вы слишком многим задаётесь и болезненно беспокоитесь. (7)Дело может быть ведено гораздо проще.

(8)К, чему такие вопросы: «Что такое благо, что такое не благо?» (9)Эти вопросы — вопросы лишь для Вас, как и для всякого внутреннего человека, но при воспитании-то Вашего ребёнка к чему это? (10)Все, кто способен к истине, все те чувствуют своею совестию, что такое благо, а что такое не благо. (11)Будьте добры, и пусть ребёнок Ваш поймёт, что Вы добры (без подсказывания), и пусть запомнит он, что Вы были добры. (12)И поверьте, Вы исполните пред ним Вашу обязанность на всю его жизнь, потому что Вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо. (13)И при этом он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ с болыпим почтением, а может быть, и с умилением.

(14)И если б Вы сделали много и дурного, то есть, по крайней мере, легкомысленного, болезненного и даже смешного, то он, несомненно, простит Вам, рано ли, поздно ли в воспоминании о Вас всё Ваше дурное ради хорошего, которое запомнит. (15)Знайте тоже, что более Вы для него ничего и не можете сделать. (16)Этого и слишком довольно. (17)Воспоминание о хорошем у родителей, то есть о добре, о правде, о честности, о сострадании, об отсутствии ложного стыда и по возможности лжи, — всё из него сделает другого человека рано ли, поздно ли, будьте уверены. (18)Не думайте, что этого мало. (19)К огромному дереву прививают крошечную ветку, и плоды дерева изменяются. (20)Представьте себе, что ребёнок Ваш, выросши до 15 или 16 лет, придёт к Вам (от дурных товарищей в школе, например) и задаст Вам или своему отцу такой вопрос: «Для чего мне любить Вас и к чему мне ставить это в обязанность?» (21)Поверьте, что тогда Вам никакие знания и вопросы не помогут, да и нечего совсем Вам будет отвечать ему. (22)А потому надо сделать так, чтоб он и не приходил к Вам с таким вопросом.

(23)А это возможно будет лишь в том случае, если он будет Вас прямо любить, непосредственно, так что и вопрос-то не в состоянии будет займёт ему в голову. (24)Разве как-нибудь в школе наберётся парадоксальных убеждений; но ведь слишком легко будет отличить парадокс от правды, и на вопрос этот стоит лишь улыбнуться и продолжать ему делать добро. (25)К тому же, излишне и болезненно заботясь о детях, можно надорвать им нервы и надоесть; просто надоесть им, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно сильное чувство меры. (26)В Вас же, кажется, чувства меры в этом отношении мало. (27)Вы пишете, например, такую фразу: «Живя для них (для мужа и сына), жил бы лично эгоистическою жизнью…» (28)Какая праздная и ненужная мысль. (28 Да кто же Вам мешает жить для людей, будучи женой и матерью? (30)Напротив, именно живя и для других, окружающих, изливая и на них доброту свою и труд сердца своего, Вы станете примером светлым ребёнку и вдвое милее Вашему мужу.

(31)Но если Вам пришёл в голову такой вопрос, значит, Вы вообразили, что нужно любить ребёнка, забыв весь свет, то есть без чувства меры. (32)Да Вы этак только надоедите ребёнку, даже если б он Вас и любил. (33)Заметьте ещё, что Вам может показаться Ваш круг действия малым и что Вы захотите огромного, чуть не мирового круга действия. (34)Но ведь всякий ли имеет право на такие желания? (35)Поверь, что быть примером хорошего даже и в малом районе действия — страшно полезно, потому что влияет на десятки и сотни людей. (86)Твёрдое желание не лгать и правдиво жить смутить легкомыслие людей, Вас всегда окружающих, и повлияет на них. (37)Вот Вам и подвиг.

По Ф. М. Достоевскому Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

Сочинение №1

Какими принципами воспитания следует руководствоваться родителям? Этот актуальный вопрос становится предметом глубокого размышления Ф.М. Достоевского.

Автор считает, что при воспитании детей не стоит задаваться вопросами о том, что хорошо, а что плохо. Главное — самому быть добрым человеком и служить примером для своих подопечных. Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Достоевский приводит несколько ярких примеров.

Писатель описывает ситуацию, когда ребёнок приходит к родителям и задаёт вопрос: «Для чего мне любить вас и к чему мне ставить это в обязанность?» Достоевский уверен, что родители должны сделать так, чтобы дети никогда не задавали подобных вопросов. А это возможно только в том случае, если родитель с детства вызывает у ребёнка искреннюю любовь и уважение.

Также Достоевский предостерегает от излишней опеки над детьми, которая может навредить. Он считает, что в воспитании ребёнка важно «сильное чувство меры», чтобы не переступать границы и не делать из сына или дочери свою собственность. По мнению писателя, чрезмерная опека и навязывание своего мнения могут причинить ребёнку большой вред.

Второй пример дополняет первый и позволяет автору подчеркнуть важную мысль: воспитывать детей нужно с умом, осознавая свою ответственность за их будущее. Во-первых, родители должны быть для детей образцом для подражания, а во-вторых, видеть в ребёнке отдельную личность, не надоедая ему излишней заботой.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Чтобы воспитать достойную личность, нужно самому быть порядочным человеком. В истории есть немало примеров прекрасных воспитателей. Например, няня А.С. Пушкина Арина Родионовна привила будущему поэту лучшие нравственные качества: отзывчивость, неравнодушие к людям и восприимчивость к красоте. Она рассказывала ему много интересных историй, которые поражали воображение маленького Саши, знакомила с русской культурой и оставалась для воспитанника самым преданным человеком на протяжении долгих лет.

Таким образом, воспитывая ребёнка, важно учитывать ряд правил, но самое главное — всегда и во всём оставаться для него примером.

Сочинение №2

В своём тексте Достоевский поднимает актуальную тему воспитания детей и правил, которыми должны руководствоваться родители. Он утверждает, что истинное воспитание не зависит от философских рассуждений, а строится на личном примере доброты, честности и уважения, которые дети должны видеть в своих родителях.

Позиция автора очевидна: он считает, что главное в воспитании — это искренность и демонстрация нравственных ценностей родителями. В предложениях 11–12 Достоевский говорит о том, что достаточно быть добрыми, чтобы ребёнок запомнил этот образ на всю жизнь. В предложении 17 он подчёркивает важность примера родителей, который поможет ребёнку перенять такие качества, как сострадание и честность. Достоевский утверждает, что излишняя забота, философские размышления и попытки «перевоспитать» детей с помощью сложных методов могут только навредить и даже вызвать раздражение у ребёнка. Он советует жить естественно и честно, чтобы стать примером для своего ребёнка и тем самым создать гармоничные отношения в семье.

С авторской позицией сложно не согласиться. Действительно, личный пример родителей играет ключевую роль в формировании характера ребёнка. Когда родители ведут себя достойно и доброжелательно, ребёнок перенимает их поведение и ориентируется на него в будущем.

Эта идея прослеживается и в романе Льва Толстого «Анна Каренина», где показан контраст между семьями Левина и Карениных. Константин Левин и его жена Китти воспитывают своих детей с добротой и вниманием к их интересам. Они честны и открыты друг с другом, что делает их примером для подрастающего поколения. В отличие от них, семья Карениных страдает от лжи, скрытности и моральных противоречий, что разрушает их отношения и негативно сказывается на воспитании сына Анны. Толстой показывает, как важно родителям показывать пример нравственного поведения, чтобы их дети росли в гармонии и любви.

Ещё один яркий пример можно найти в произведении Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок». Пеппи, выросшая без родителей, формирует собственное мировоззрение, наблюдая за поступками окружающих. Она часто критикует формальные правила воспитания, предпочитая жить честно и весело, делая добро другим. Этот образ демонстрирует, что важно не только следовать правилам, но и искренне стремиться к добру.

Таким образом, воспитание основывается на личном примере и искренней доброте, а не на сложных философских рассуждениях.

Сочинение №3

В своём произведении Фёдор Михайлович Достоевский поднимает важный вопрос: какими принципами следует руководствоваться родителям в воспитании детей? По мнению автора, в этом процессе не стоит задаваться вопросами о том, что правильно, а что нет. Главное — быть добрым человеком и примером для своих детей.

Ф.М. Достоевский описывает ситуацию, когда ребёнок приходит к родителям и задаёт вопрос: «Для чего мне любить вас и к чему мне ставить это в обязанность?» Писатель считает, что важно, чтобы дети никогда не задавали подобных вопросов. А это возможно лишь в том случае, если родитель всегда будет примером для своего ребёнка, с детства вызывая у него искреннюю любовь и уважение.

Однако, по мнению автора, чрезмерная опека и забота могут навредить ребёнку. В воспитании важно «сильное чувство меры», которое не позволит родителям переступать границы и делать из сына или дочери свою собственность. По мнению Ф.М. Достоевского, подобная опека и навязывание своего мнения способны причинить ребёнку большой вред.

Второй пример дополняет первый, подчёркивая важную мысль: воспитывать детей нужно с умом, осознавая свою ответственность за их будущее. Во-первых, необходимо быть для них образцом, а во-вторых, видеть в ребёнке отдельную личность, не надоедая ему ненужной заботой.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Чтобы воспитать достойную личность, нужно самому быть порядочным человеком. В истории можно найти немало примеров прекрасных воспитателей. Например, няня А.С. Пушкина Арина Родионовна привила будущему поэту лучшие нравственные качества: отзывчивость, неравнодушие к людям и восприимчивость к красоте. Она рассказывала ему много интересных историй, поражавших воображение маленького Саши, знакомила с русской культурой и оставалась для воспитанника самым преданным человеком на протяжении долгих лет.

Таким образом, воспитывая ребёнка, важно учитывать ряд правил, но самое главное — всегда и во всём оставаться для него примером.