Сочинение по тексту «Вот представьте себе ещё одну картину» Кабалевского Д.Б.
К чему может привести нарушение тишины в концертном зале?
Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку для 11 класса подготовьте сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста из 13 варианта нового сборника Дощинского Р.А., включая аргументы и примеры из литературы.
(1)Вот представьте себе ещё одну картину. (2)Опять с концертной эстрады звучит прекрасная музыка. (3)А в зале уже нет ни одного свободного места — сотни, может быть, тысячи людей пришли сюда послушать эту музыку. (4)После бурных аккордов пианист на мгновение смолк, потом чуть склонился над клавиатурой, и под его пальцами вдруг родилась тихая и нежная мелодия, словно где-то очень далеко запели печальную протяжную песню. (5)Все слушатели даже чуть подались вперёд, боясь упустить хоть бы один звук этой волшебной мелодии… (6)Впрочем, все ли?.. (7)Что это?.. (8)Кто-то во втором ряду, кажется, перешёптывается со своим соседом…
(9)А чуть поодаль кто-то, не успев вовремя прочитать программу, шелестит сейчас её страничками, что заставляет других отвлечься от музыки и с удивлением повернуться в его сторону… (10) Ну, а это уж совсем никуда не годится: в конце зала кто-то, опоздав к началу концерта и не дождавшись перерыва между номерами, вошёл, да ещё хлопнул нечаянно откидным сиденьем кресла! (11)Не то что три, а один такой «слушатель» способен свести на нет всю красоту самой прекрасной музыки, все усилия самого замечательного исполнителя, способен разрушить внимание самых лучших слушателей.
(12)Это так же, как один фальшиво поющий певец или фальшиво играющий музыкант может погубить самый хороший хор, самый лучший оркестр… (13)Но сидеть на концерте молча и тихо — этого ещё мало. (14)Если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь программой и не входишь с шумом в зал во время исполнения, это ещё не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. (15)Ведь молча и тихо можно думать о чём угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке никакого отношения. (16)Право же, если во время исполнения знаменитой «Аппассионаты» Людвига Бетховена ты будешь разглядывать люстру на потолке и удивляться, как такая большая и тяжёлая штука висит и не падает, или никак не сможешь сосредоточиться на нежнейшей мелодии прокофьевского вальса из оперы «Война и мир», потому что всё ещё будешь переживать поражение, которое накануне потерпела твоя любимая футбольная команда, ты сам не назовёшь себя хорошим слушателем.
(17)В концертном зале, так же как и в театре, между исполнителями и слушателями устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. (18)Не зря ведь иной раз говорят: «Зал был словно наэлектризован изумительным исполнением этой музыки!..» (19)А от исполнителей можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, — уж очень хорошая была публика!..» (20)А вот равнодушие слушателей, примеры которого я только что приводил, любой исполнитель, любой артист чувствует всегда очень остро. (21)Чем больше в зале таких равнодушных, невнимательных слушателей, тем труднее становится исполнителю играть, петь, дирижировать, тем хуже он начинает это делать, тем хуже начинает казаться и сама музыка. (22)Тут уж никакие связи не установятся, никакие токи не возникнут!
По Д.Б. Кабалевскому Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—1987) — классик советской музыки, выдающийся просветитель и педагог.
Дмитрий Борисович Кабалевский ставит вопрос: к каким последствиям может привести нарушение тишины в концертном зале?
Автор считает, что неуважение зрителей к искусству может существенно повлиять на работу артиста. Некоторые слушатели, вместо того чтобы сосредоточиться на выступлении, перешёптываются, шелестят программками и хлопают откидными сиденьями кресел. Это не только мешает артисту, но и отвлекает других зрителей, которые не могут сосредоточиться на происходящем на сцене.
Дмитрий Кабалевский сравнивает таких слушателей с фальшиво поющим певцом или плохо играющим музыкантом, которые могут «погубить самый хороший хор, самый лучший оркестр…» Подобный эффект возникает и в концертном зале, когда некоторые зрители нарушают тишину.
Однако не только тишина является необходимым условием для хорошего концерта. Есть люди, которые сидят в зале тихо, но не умеют слушать музыку, думая о чём-то своём. Они проявляют равнодушие, которое «любой артист чувствует всегда очень остро». Такая невнимательность серьёзно влияет на исполнителя и мешает ему качественно работать.
Второй пример дополняет первый, позволяя понять, в чём проявляется зрительское равнодушие, разрушающее чужое внимание. С одной стороны, это неумение себя вести в концертном зале, а с другой — очевидная скука, которая сразу бросается в глаза.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Д.Б. Кабалевского. Если вы пришли на концерт или в театр, то должны соблюдать правила приличия и внимательно следить за происходящим на сцене. Однажды на одном спектакле у зрителя во втором ряду прозвенел телефон, и актёр из-за этого сбился, забыв свою реплику. На мой взгляд, такое поведение недопустимо, ведь перед началом любого представления всегда предупреждают о необходимости выключить средства связи.
Таким образом, нарушение тишины в концертном зале может сбить с толку и артистов, и других зрителей, испортив впечатление от происходящего на сцене.
Концертный зал — это особое место, где музыка и тишина сливаются воедино, создавая неповторимую атмосферу для восприятия искусства. Любое нарушение этой атмосферы может исказить восприятие музыки и повлиять на качество исполнения. В тексте Дмитрия Кабалевского поднимается тема влияния поведения слушателей на музыкальное восприятие.
Автор убежден, что нарушение тишины в концертном зале способно свести на нет усилия исполнителя и разрушить атмосферу, необходимую для глубокого понимания музыки. Он подчеркивает, что даже малейшие отвлекающие факторы, такие как шепот, шелест программок или шум от опоздавших зрителей, могут помешать слушателям и исполнителю установить невидимую связь, которая возникает между артистом и публикой.
Эта позиция раскрывается через примеры нарушений тишины в зале. Автор описывает, как в моменты, когда исполнитель погружается в исполнение тихой мелодии, малейшие нарушения могут разрушить восприятие музыки. «Кто-то во втором ряду… перешёптывается со своим соседом…» (предложение 8) или «кто-то… хлопнул нечаянно откидным сиденьем кресла!» (предложение 10) — эти, казалось бы, незначительные действия отвлекают слушателей и разрушают атмосферу. В предложении 11 автор прямо заявляет: «Один такой „слушатель“ способен свести на нет всю красоту самой прекрасной музыки».
Кабалевский также подчеркивает, что недостаточно просто сидеть молча в зале. Он указывает, что внимание и сосредоточенность являются неотъемлемой частью успешного восприятия музыки. В предложении 13 он подчеркивает: «Сидеть в концерте молча и тихо — этого ещё мало». Не сосредоточенность на музыке, а размышления о посторонних вещах, таких как поражение футбольной команды (предложение 16), также являются проявлением неуважения к исполнителю и музыке.
Я полностью согласен с позицией автора. Музыка — это не просто набор звуков, это искусство, требующее полной отдачи как со стороны исполнителя, так и со стороны слушателей. Любое отвлечение может разрушить этот хрупкий контакт между артистом и публикой. Взаимодействие между исполнителем и слушателями, о котором говорит автор, действительно существует и играет важную роль в восприятии произведения.
Пример из русской литературы, который подтверждает важность сосредоточенности и уважительного отношения к искусству, можно найти в рассказе Антона Чехова «Ионыч». Главный герой, Старцев, изначально был заинтересован искусством, посещал концерты и стремился к духовному развитию. Однако со временем, потеряв интерес к культуре и искусству, он становится безразличным ко всему, превращаясь в равнодушного и черствого человека. Это показывает, как важно сохранять внимательное и уважительное отношение к искусству, чтобы не потерять связь с духовной составляющей жизни.
Таким образом, нарушение тишины в концертном зале может разрушить не только восприятие музыки, но и связь между исполнителем и публикой. Кабалевский показывает, что для успешного восприятия искусства необходимы не только тишина, но и полное погружение в музыку.
Музыка всегда была неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня её можно слушать повсюду: от наушников до концертов любимых групп и исполнителей. Однако, когда мы наслаждаемся музыкой, важно уважать окружающих и не нарушать их границ. В своём тексте Д. Б. Кабалевский поднимает вопрос о последствиях нарушения тишины в концертном зале.
По мнению автора, даже небольшое нарушение тишины может испортить впечатление от самой прекрасной музыки. Кроме того, такое неуважение к исполнителю может значительно повлиять на его работу.
Кабалевский приводит несколько примеров, подтверждающих его точку зрения. Например, один «слушатель», который слишком громко хлопает откинутым сиденьем, шепчется с соседом или шелестит программой, способен оборвать невидимые нити, связывающие слушателя и исполнителя. Именно эти нити наполняют музыку прекрасным, которое можно заметить, только если погрузиться в неё всем сердцем. Автор сравнивает это с тем, как один фальшиво поющий певец или музыкант может погубить самый лучший хор или оркестр.
Однако, как считает Кабалевский, недостаточно просто тихо сидеть в зале. Важно не только слушать, но и слышать музыку. Автор говорит: «Ведь молча и тихо можно думать о чём угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке никакого отношения». Такое равнодушие может сильно повлиять на восприятие концерта и испортить впечатление от него.
Эти примеры показывают, что неуважительное отношение к окружающим и к исполнителю может негативно сказаться как на окружающих людях, так и на самом авторе. Такое отношение может сильно повлиять на его игру или пение, а самое страшное — может способствовать удалению от музыки. Деятели, полностью погружённые в своё дело, остро чувствуют равнодушие своих зрителей.
Нельзя не согласиться с мнением автора. Приходя в театр, мы должны уважительно относиться к работе автора. Однажды на одном спектакле кто-то громко разговаривал, и было видно, что актёры были очень огорчены таким отношением к своему труду. Я считаю, что такое отношение к работе актёров недопустимо, ведь они отдают все силы, чтобы вжиться в свои роли, и нам следует уважать это.
Таким образом, нарушение тишины в концертном зале может испортить работу даже самого талантливого артиста, что негативно повлияет на впечатление других зрителей.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте