Сочинение по тексту В.Г. Короленко о том, почему человек может утрачивать способность сочувствовать и сострадать.
Это задание 27 из ЕГЭ 2025 по русскому языку для 11 класса. Вам нужно написать сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста, используя материалы из 30 варианта нового сборника Р.А. Дощинского. В своём сочинении вы должны привести аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы, которые помогут вам раскрыть тему и выразить свою позицию.
(1)Любовь к животным была тоже выдающейся чертой этого странного человека Игнатовича. (2)Бывали целые периоды, когда наше скромное жильё положительно превращалось в лечебницу. (3)Целую неделю он возился с замёрзшей вороной, которую вернул к жизни, а больную лошадь водил в поводу на прогулку по два раза в день, не смущаясь насмешками. (4)И замечательно, что чем более он сердился на человека, тем более нежности отдавал животным.
(5)Он не только признавал в них ум, память, соображение, совесть, но даже считал эти стороны интеллекта исключительно их принадлежностью, совершенно чуждой человеку… (6)При этом он становился дьявольски, невыносимо остроумен и саркастичен, и порой мне некуда было скрыться в периоды его мизантропии, я совершенно изнемогал под градом его парадоксов и начинал, право же, чувствовать себя действительно ниже всякого скота, в то время как какая-нибудь собака со спиной, перешибленной поленом досужего бездельника, казалась мне чуть не сознательным страдальцем и философом. (7)Впрочем, когда эти припадки проходили, он опять оживал, опять парил под небесами и декламировал «мировые симфонии».
(8)В то время он тоже получил место на прииске, что-то вроде смотрителя материального склада… (9)В практических вопросах я всегда имел преимущество. (10)Я нашёл ему эту должность и уговорил принять её. (11)Он пассивно подчинился, и мы отправились в путь, как только получили аванс. (12)Обстоятельства наши были не особенно блестящи. (13)Ехали мы всё-таки несколько быстрее вашего и, несмотря на то что одежонка у нас была неважная, как-то ещё не успели озябнуть настоящим образом до самой Олекмы и даже дальше. (14)Морозы были порядочные, но озябнешь и отогреешься, а на следующий день выезжаешь как ни в чём не бывало. (15)3а Олекмой река уже остановилась, оставались только полыньи… (16)Однажды, проезжая мимо одной из них, мы увидели двух уток. (17)На них указал ямщик кнутовищем. (18)Трудно мне теперь передать вам это истинно жалостное зрелище. (19)Утки были отсталые. (20)Товарищи давно улетели, а эти птицы, застигнутые болезнью или недостатком сил для перелёта, остались умирать на холодной реке.
(21)Пока течение было ещё свободно хоть на середине, — утки плавали, спасаясь как-то от ледохода; потом пространство воды всё суживалось, потом остались только эти полыньи. (22)Когда и они замёрзнут, уткам предстояла гибель. (23)Теперь они вдвоём метались по узкой полынье, охваченные холодным паром, а кругом на них смотрели вот такие же сумрачные и безучастно холодные горы. (24)Я помню, что ямщик смеялся, скаля свои белые зубы… (25)Мне стало немного жутко и холодно, и я запахнулся дохой, как будто это подо мной была эта тёмная, холодная глубина. (26)Но мой товарищ сразу заволновался и вспыхнул. — (27)Стой! — закричал он ямщику. — (28)Неужели вы способны проехать мимо?.. — обратился он ко мне с горечью и, не ожидая, пока ямщик остановит лошадей, выскочил из кошевы1, затем, скользя и падая на торосах2, кинулся к полынье. (29)Ямщик смеялся, как сумасшедший, и я тоже не мог удержаться от улыбки при виде того, как мой товарищ, наклонившись над узкой, но длинной полыньёй, старался поймать уток. (30)Птицы, разумеется, кинулись от него.
(31)Тогда мой спутник перебежал на нижний конец полыньи, правильно рассчитав, что уток теперь понесёт течением к нему, особенно когда, заинтересованный этим эпизодом, я тоже вышел на лёд и погнал их книзу… (32)Нырять они боялись, так как течение несло под лёд. (33)Одна из этих птиц поднялась было на воздух, но другая, потерявшая силы, а может быть, когда-нибудь подстреленная, летать не могла, она только взмахнула крыльями и осталась. (34)Тогда и другая, сделав круг над холодными льдами реки, вернулась к своей подруге. (35)Я не могу вам описать, какое действие произвело это проявление великодушия на моего друга. (36)Он стоял на льду, следя за полётом птицы, мелькавшей на фоне угрюмых гор, опушённых снегами, и, когда она самоотверженно шлёпнулась в нескольких шагах на воду с очевидным намерением разделить общую опасность, — у него на глазах появились слёзы… (37)3атем он решительно заявил, что мы можем, если угодно, ехать дальше, а он останется здесь, пока не поймает обеих уток.
По В. Г. Короленко Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) — русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель.
Почему люди теряют способность сочувствовать? На этот вопрос отвечает известный русский писатель В.Г. Короленко в своём произведении. По мнению автора, существует несколько причин, по которым люди могут стать безразличными к чужому страданию: чёрствость души, страх насмешек и издевательств, эгоизм, а также суровые жизненные условия.
В тексте автор приводит несколько примеров, которые иллюстрируют его точку зрения. Например, он рассказывает о «странном» человеке, главной чертой которого была безграничная любовь к животным. Игнатович никогда не оставлял без внимания ни замёрзшую ворону, ни больную лошадь, стремясь помочь каждому, кто нуждался в его помощи. Этот человек, казалось бы, не замечал людей, предпочитая им животных: «Он не только признавал в них ум, память, соображение и совесть, но даже считал эти стороны интеллекта исключительно их принадлежностью, совершенно чуждой человеку».
Сначала может показаться, что Игнатович — мизантроп, способный сочувствовать только животным. Однако сложно представить более доброго и искреннего человека, чем тот, который так сильно любит «братьев наших меньших». Автор подчёркивает, что за «невыносимым» остроумием и насмешливостью Игнатовича скрывалось доброе и чистое сердце.
В отличие от Игнатовича, ямщик, проезжавший мимо двух умирающих уток, был лишён способности к сочувствию. Эти птицы были измучены «болезнью» и «недостатком сил для перелёта», но ямщик смеялся, скаля свои белые зубы. Суровые жизненные условия и страх насмешек отучили его от привычки помогать животным.
Эти два примера противопоставлены друг другу. С одной стороны, В.Г. Короленко делает акцент на способности Игнатовича сочувствовать животным, а с другой — создаёт образ человека, проявляющего равнодушие к «жалостному зрелищу», связанному с утками.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, иногда люди могут лишаться способности к состраданию, когда их больше занимают бытовые заботы и у них не хватает времени на помощь другим. Так, Лёля, героиня рассказа Л.Н. Андреева «Кусака», приручила бродячую собаку, а потом без всяких угрызений совести бросила её на произвол судьбы. Эта девочка была слишком занята собой, своей предстоящей жизнью в городе, и из-за своего эгоизма даже не подумала о чувствах оставшегося в одиночестве питомца.
Таким образом, важно искоренять в себе равнодушие и учиться сострадать другим — как людям, так и животным.
В предложенном фрагменте В.Г. Короленко затрагивает важную тему — утрату способности к сочувствию и состраданию. Автор демонстрирует, как суровые жизненные испытания могут привести к тому, что человек теряет умение сопереживать другим и замечать чужие страдания.
Позиция автора ярко проявляется в противопоставлении двух героев: рассказчика и его товарища Игнатовича. Когда они видят двух уток, которые не могут улететь из-за болезни или слабости и замерзают на реке, Игнатович сразу проникается глубоким состраданием. В то же время рассказчик и ямщик остаются равнодушными и даже смеются над ситуацией.
Игнатович, движимый состраданием, решает помочь птицам, несмотря на опасность и насмешки (предложения 27-31). Эта сцена демонстрирует, что милосердие к живым существам для него не просто слово, тогда как рассказчик, возможно, из-за суровой жизни, утратил способность к сочувствию и воспринимает происходящее с иронией.
Я полностью разделяю позицию автора. В тяжелых условиях человек нередко привыкает к страданиям, видя вокруг жестокость, беды и равнодушие, что делает его сердце черствым. Однако именно милосердие делает человека человеком, позволяя ему чувствовать себя живым, полноценным и нужным.
Ярким примером такого осмысления милосердия является образ князя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». После ранения, разочаровавшись в жизни, он осознает, насколько важны простые чувства сострадания и любви. Встреча с Наташей пробуждает в нем эту способность и возвращает к жизни, делая его вновь сострадательным и внимательным к чужим страданиям.
Другой пример — повесть В. Распутина «Живи и помни». Герой, вернувшийся с войны и прячущийся в тайге, становится бесчувственным к проблемам близких. Но в конце концов он осознает, что сострадание и помощь другим составляют смысл жизни. В этом осознании герой находит себя, хотя это понимание приходит к нему слишком поздно.
Таким образом, утрата способности к состраданию лишает человека его подлинной сущности. Искреннее участие в судьбе других позволяет человеку обрести духовное богатство и полноту жизни, а безразличие и черствость, напротив, лишают его истинного счастья.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте