Сочинение по тексту Куприна А.И. Что помогает человеку добиться успеха в изучении сложных тем и предметов?
Это 10-й вариант нового сборника Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько для 27 задания ЕГЭ по русскому языку 2025 года, предназначенного для 11-классников.
В сочинении нужно будет выразить свои мысли по проблеме, поднятой в исходном тексте, и привести аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы, которые помогут раскрыть эту тему.
(1)Однажды вечером, подготовляясь к завтрашнему уроку по проклятой фортификации, Александров громко и злобно чертыхнулся: — Нет, когда же я, чёрт побери, освоюсь с этой фортификационной путаницей, да будут прокляты и она, и полковник Колосов. (2)Сосед его по койке, скромный, тихий, благовоспитанный Прибиль, сказал сочувственно: — Послушайте-ка, друг Александров, не сердитесь на то, что я ввязываюсь не в своё дело.
(3)Я уже давно замечаю, что у вас постоянные недоразумения с фортификацией. (4)Мне кажется, что я могу вам немножко помочь, если вы, конечно, позволите. (5)Всё дело в сущем пустяке, который можно в одну минуту удалить. (6)Вот, например, мой портсигар. (7)Предположим, что он вам очень понравился и вам хочется заказать мастеру совершенно точно такой же. (8)Что вы для этого делаете? (9)Вы приходите к мастеру и говорите: «Любезный мастер, сделайте мне хороший портсигар из карельской берёзы, шести дюймов в длину, четырёх в ширину и двух в толщину». (10)Не так ли? (11)Для того чтобы заказ лучше удержался в его памяти, вы можете взять листик бумаги, карандаш и линейку и начертить все размеры.
(12)Ведь не придёт же вам в голову написать этот портсигар для мастера на полотне масляными красками, хотя вы и отличный художник? (13)Вы смотрите на фортификационные чертежи как на стереометрию, а они только планиметрия. (14)На другой же день, во время очередной репетиции, Александров дал своим сокурсникам небольшое представление. — (15)Александров! — вызвал его своим бесцветным голосом полковник, у которого и глаза, и перо, казалось, уже готовились поставить привычную единицу, — потрудитесь начертить двойной траверс и указать все его размеры. (16)Александров подошёл к доске, вынул из кармана тщательно очищенный по колосовской манере мелок, завёрнутый аккуратно в чистую белую бумагу, и совершенно колосовским, стеклянным голосом громко объявил: — Двойной траверс. (17)Он чертил замечательно скоро и уверенно.
(18)Окончив чертёж и подписав все цифры, Александров со спокойной отчётливостью назвал все линии и все размеры, не произнеся ни одного лишнего слова, не сделав ни одного ненужного движения, спрятал мелок в карман и по-строевому вытянулся, глядя в холодные глаза полковника. (19)Колосов помолчал. (20)Впервые юнкера увидели на его каменном лице что-то похожее на удивление. — (21)Гм. (22)Теперь вы меня поставили в очень неудобное положение. (23)Поставить вам двенадцать я не могу, ибо это знак абсолютного совершенства, какого в мире не существует. (24)Одиннадцать — это самый высший балл, на который знаю фортификацию только я. (25)Поэтому не обижайтесь, что на этот раз я поставлю вам только десять. (26)Можете сесть. (27)Это была большая победа, окрылившая Александрова. (28)После неё он сделался лучшим фортификатором во всём училище и всегда говорил, что фортификация — простейшая из военных наук.
По А. И. Куприну Александр Иванович Куприн (1870–1938) — русский писатель, переводчик.
Что способствует успеху в изучении сложных предметов? Этот вопрос занимает центральное место в творчестве русского писателя А.И. Куприна.
Автор считает, что стремление самостоятельно разобраться в запутанной теме, своевременная помощь и поддержка товарищей и учителей — всё это помогает человеку преодолеть трудности в учебной деятельности и достичь высоких результатов. Позвольте мне проиллюстрировать его позицию на примерах из прочитанного текста.
Главный герой рассказа испытывает постоянные трудности с фортификацией. Его сосед по койке предлагает свою помощь, чтобы мотивировать и вдохновить своего сокурсника. «Тихий и благовоспитанный» Прибиль замечает, что у Александрова опускаются руки и он не находит в себе сил и желания что-либо делать. Простое объяснение помогает герою, потому что в глубине души он искренне желает понять этот предмет. Этот пример показывает, что иногда достаточно одной точной подсказки, чтобы открыть путь к пониманию сложной науки.
На следующем занятии Александров демонстрирует удивительное мастерство в области фортификации, которая ранее вызывала у него отторжение. Это свидетельствует о том, что он приложил немало усилий для освоения этой трудной темы. Он поверил в себя и «чертил замечательно, скоро и уверенно». Полковник Колосов, преподаватель, не ожидал такого результата от своего ученика, который никогда не проявлял особых успехов на его уроках. Он поставил юнкеру почти высший балл, и это стало «победой, окрылившей Александрова». Таким образом, автор подчеркивает, что даже «проклятый» учебный предмет становится «простейшим», когда достижения человека получают достойную оценку. Похвала также может стать важным стимулом для ученика, стремящегося к успеху в освоении сложной науки.
Между этими аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Мы понимаем, почему Александров впоследствии стал одним из лучших фортификаторов: благодаря подсказке товарища и высокой оценке преподавателя, он поверил в себя. Это доказывает авторскую точку зрения о том, что помощь и поддержка других людей играют ключевую роль в освоении непростых наук.
Нельзя не согласиться с мнением писателя. Действительно, каждому из нас хочется стремиться к большему, но мы не всегда готовы двигаться вперёд, потому что не получаем одобрения со стороны. Вспомним другой рассказ А.И. Куприна — «Куст сирени». Главная героиня поддержала своего мужа в трудную минуту, найдя способ остаться в университете после досадной ошибки. Без Верочки герой не смог бы собраться с мыслями и начать бороться за свою мечту.
Таким образом, человек может преодолеть любые трудности на пути к успеху, но для этого ему необходимо поверить в собственные силы и знать, что рядом есть тот, кто всегда оценит его усилия и протянет руку помощи, если потребуется.
В тексте А.И. Куприна поднимается вопрос о том, как человеку достичь успеха в изучении сложных предметов. Автор показывает, что ключевым фактором в освоении трудного материала является правильный подход и умение изменить восприятие. Он описывает, как главный герой, Александров, благодаря совету друга, перестал видеть в фортификации нечто непостижимое и увидел в ней простую планиметрию, что позволило ему успешно справляться с заданиями.
Позиция автора заключается в том, что для достижения успеха в обучении важны не только усилия и упорство, но и готовность взглянуть на задачу с новой стороны. Куприн иллюстрирует это на примере Александрова, которому помог совет друга: «Вы смотрите на фортификационные чертежи как на стереометрию, а они только планиметрия» (предложение 13). Когда Александров изменил свой подход, он смог не только успешно справиться с заданием, но и удивить полковника Колосова своими знаниями (предложения 16–18). Это демонстрирует, что изменение восприятия позволяет человеку достичь успеха даже в тех областях, которые ранее казались ему сложными и непостижимыми.
Я полностью согласен с позицией автора: подход к изучению сложного материала играет ключевую роль в достижении успеха. Когда человек открывает для себя новый взгляд на проблему, ему становится проще освоить материал и достичь высоких результатов. Умение перестраиваться и находить новые подходы делает обучение более эффективным и позволяет глубже понять изучаемое.
Примером этого может служить образ Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер долгое время искал смысл жизни, но не мог найти покоя. Лишь когда он пересмотрел свои взгляды и понял важность простых, человеческих отношений, ему стало легче понимать людей и находить радость в малых вещах. Подобный переменчивый подход к жизни помог ему достичь духовного покоя и найти свое место в мире, чего он не мог сделать ранее из-за неправильного восприятия и слишком сложных идей.
Другим примером является персонаж Дориана Грея из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Дориан, изменив свои взгляды на жизнь и искусство под влиянием лорда Генри, начинает видеть мир как место для эстетического наслаждения и гедонизма. Хотя его выбор, в отличие от героя Куприна, не приводит к успеху, это показывает, как изменение взгляда может кардинально повлиять на жизнь и решения человека, открыв перед ним новые возможности — пусть и не всегда благоприятные.
Таким образом, я согласен с Куприным, что успех в изучении сложного материала во многом зависит от способности изменить восприятие задачи и подойти к ней с нового угла. Это открывает перед человеком новые возможности, позволяя достигать успеха там, где раньше казалось невозможным.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте