Сочинение на тему «Почему А.П. Чехов — великий писатель?»
В рамках задания 27 ЕГЭ по русскому языку 2025 года для учеников 11 класса предлагается написать сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой в тексте Ю.К. Олеши. В качестве основы для своего рассуждения можно использовать текст из 36 варианта нового сборника Р.А. Дощинского. В сочинении следует привести аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы, которые помогут раскрыть проблему и подтвердить вашу точку зрения.
(1)Пятьдесят лет со дня смерти Антона Павловича Чехова. (2)Мне было около пяти лет, когда он умер.
(З)Чехов — это смешно. (4)Вот восприятие Чехова, детское, домашнее: смешно, Чехов.
(5)Чехов осмеял все фигуры. (б)Художника в «Попрыгунье», бюрократа и вместе с ним революционера в «Рассказе неизвестного человека», профессора в «Скучной истории», профессора в «Дяде Ване», крестьян в «Мужиках», торгового человека в «Холодной крови», помещика в «Вишнёвом саде», там же делового человека, там же актрису, там же лакея, двух слуг, молодого и старого, чиновников в целом ряде произведений, от Чехонте до «Трёх сестёр», купечество в «Трёх годах».
(7)Трудно говорить о положительном персонаже Чехова. (8)Напрягаешь память… (9)Разумеется, не осмеяны дети.
(Ю)Заграница не отразилась в его произведениях. (11)Это странно, если вспомнить, что он бывал в Европе много раз, жил там подолгу.
(12)Чехову не нравилась Европа. (13)Нет, например, описаний музеев, упоминаний о шедеврах живописи. (14)Правда ли, что не нравилась? (15)Этот вопрос остаётся, пожалуй, открытым. (16)Я не могу вспомнить имени какого-либо великого русского или европейского художника в произведениях Чехова. (17)Никаких появившихся, скажем, по ассоциации воспоминаний о Рафаэле, или Рубенсе, или Рембрандте. (18)Этот ход мыслей был совершенно ему чужд. (19)В рассказе, где одну из главных ролей играет художник, в «Попрыгунье», тема живописи обходится без упоминаний о европейских живописцах.
(20)При этом Чехов проявлял живой интерес к отечественной литературе, восхищался её великими созданиями. (21)Известно его полное поклонения высказывание об «Отцах и детях» Тургенева — о сцене смерти Базарова, читая которую он, по его словам, слышит запах йода. (22)Чехов восторгается тем, как изобразил Тургенев конец Базарова. (23)Самоотверженная любовь к науке, приводящая к гибели героя, повторяется потом, кстати говоря, у Чехова: смерть Дымова в «Попрыгунье». (24)Не под влиянием ли это того восхищения, которое вызвал у Чехова конец Базарова?
(25)Чехов представляется мне великим писателем. (26)Обычно, когда говорят о великих писателях, имя Чехова вспоминают не сразу.
(27)Почему — неизвестно. (28)Может быть, потому, что у Чехова нет романов?
(29)Иногда думаешь так: да, я могу написать, скажем, «Мёртвые души», скажем, «Божественную комедию», скажем, «Дон Кихота».
(З0)Прошу понять, в каком смысле я это говорю. (31)Конечно, у меня нет ни таланта, ни сил, чтобы написать подобные вещи, подобные мировые произведения. (32)Однако я отдаю себе отчёт, как это написано, — принципиально я мог бы их написать. (ЗЗ)Но есть произведения, которые я не мог бы написать даже принципиально: это пьесы Чехова.
(34)Я не знаю, как они написаны, в чём их секрет, почему он их завершает именно тут, почему делает тот или иной переход именно там и т.д. (35)Для меня эти пьесы — вечная загадка. (36)Я говорю о таких пьесах, как «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры», о непонятности, неизучаемости их механики.
(37)«Три сестры» — удивительная пьеса по тем многозначительным событиям, неизвестно для чего привлечённым в неё: пожар, дуэль.
(38)Тут ничего не исполняется, над всеми висит рок. (39)Что за личность — Солёный? (40)Что это за офицеры, говорящие о будущем? (41)Что это за изящная жизнь, о которой мечтает провинциальный артиллерийский офицер?
(42)Пьесы Чехова — это одно из удивительнейших явлений русской литературы, наиболее личное, не имевшее ни примеров, ни продолжения. (43)Назовите хоть одну русскую пьесу, похожую на пьесы Чехова. (44)Такой нет.
(45)Жизнь, которую он видел, была далека от красоты. (46)Жизнь должна быть красивой. (47)Она будет красивой. (48)Таким оптимистическим утверждением пронизано всё творчество великого писателя. (49)Просто, с какой-то удивительной чистотой произносит он это «будет».
По Ю. К. Олеше Юрий Карлович Олеша (1899-1960) — русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист.
В своём размышлении Юрий Олеша поднимает вопрос о том, почему Антон Павлович Чехов остаётся великим писателем и в чём заключается уникальность его творчества. Автор считает, что Чехов как литератор обладает особенной глубиной и непостижимой внутренней механикой своих произведений, что делает их непревзойдёнными и самобытными явлениями в русской литературе.
Позиция автора заключается в том, что Чехов стал великим писателем благодаря своей способности подмечать сложные, многозначительные аспекты жизни и с невероятной точностью переносить их на страницы своих произведений. Как отмечает Олеша, Чехов не пытался слепо восхищаться европейской культурой (предложения 10–11), что свидетельствует о его стремлении находить важное и уникальное в жизни вокруг себя.
Кроме того, в пьесах Чехова, таких как «Три сестры», автор видит непостижимую для других писателей механику, наполненную намёками и символами. Пожар и дуэль становятся многозначительными событиями, создающими атмосферу ожидания перемен (предложения 37–38). В этом и заключается та особая сложность его произведений, которую Олеша признаёт величайшим литературным достижением.
Соглашаясь с автором, можно отметить, что Чехов действительно велик благодаря своей способности передавать жизненные противоречия и создавать особую атмосферу каждого произведения, что позволяет ему оставаться вне временных и пространственных рамок. Примером могут служить рассказы Чехова, такие как «Человек в футляре» и «Крыжовник». Первый из них повествует о страхе перед жизнью, который вынуждает героя замкнуться в своём «футляре», а во втором автор показывает, как за стремлением к личному счастью человек порой утрачивает связь с реальностью и превращается в эгоиста. Чехов, придавая этим повседневным проблемам огромный смысл, показывает их в универсальной перспективе.
Таким образом, Чехов остаётся великим писателем именно потому, что его произведения, наполненные многослойной символикой и глубоким смыслом, прочно входят в культурный контекст и дают пищу для размышлений не только современникам, но и будущим поколениям.
Почему Антон Павлович Чехов — великий писатель? Этот вопрос не оставляет равнодушным Юрия Карловича Олешу, который стремится найти на него ответ.
Автор считает, что А.П. Чехов действительно является выдающимся творцом, ведь его произведения открыли новые горизонты в литературе, не имея аналогов и не продолжая традиций. В тексте приведены убедительные примеры, подтверждающие эту точку зрения.
Ю.К. Олеша размышляет о подлинном величии и отмечает, что А.П. Чехова не всегда вспоминают в числе выдающихся писателей, поскольку он не написал ни одного романа. Однако, по мнению автора, это не говорит о некомпетентности Чехова. Он уверен, что писатель мог бы создать произведения, подобные «Мёртвым душам» или «Дон Кихоту», так как понимает, как это было сделано.
Творчество А.П. Чехова, по мнению автора, представляет собой настоящую загадку. Ю.К. Олеша противопоставляет пьесы Чехова великим произведениям других писателей, поскольку не может понять, «в чём их секрет». Автор размышляет о «непонятности, неизучаемости… механики» чеховской драматургии, отмечая это как главное её достоинство.
Чтобы доказать свою точку зрения, автор использует антитезу. Не все люди считают А.П. Чехова великим писателем, в отличие от Н.В. Гоголя, Сервантеса или Данте. Однако, по мнению автора, написание романов не является основным признаком величия. Главное — это то, как автор работает с текстом и его композицией.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Ю.К. Олеши. Антон Павлович Чехов — один из величайших художников слова, который затрагивал в своих произведениях актуальные темы. На мой взгляд, внимания заслуживают не только пьесы, но и сатирические рассказы Чехова. Например, в «футлярной трилогии» он создаёт целостный портрет «маленького человека» и высмеивает его пороки, а в рассказе «Смерть чиновника» подчёркивает, как подобострастие и самоуничижение неизбежно приводят героя к гибели.
Таким образом, без творчества А.П. Чехова действительно сложно представить русскую классическую литературу.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте