Сочинение из сборника Дощинского Р.А. по тексту Грина «Можно ли назвать Толстого художника демократом?»

Сочинение по тексту Грина А.С. Можно ли назвать Толстого художником-демократом?

Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку для 11 класса напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. Это 34 вариант нового сборника Р.А. Дощинского. Включите в сочинение аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы.

Текст Грина

Однажды Александр Иванович Куприн в разговоре о великом Льве Николаевиче Толстом выразился таким образом: «Старик нас всех обокрал: за что ни возьмёшься — уж им написано». (2)Шутливость замечания этого очевидна, и всё-таки так велико, так разнообразно художественное наследие Толстого, так разносторонне, на протяжении полувека изображена им жизнь русского общества, что, заменив слово «обокрал» словом «предупредил», приходится согласиться с А. И. Куприным по существу дела.

(3)Толстым не оставлено без внимания ни малейшее душевное движение человеческое. (4)Читая «Анну Каренину», с изумлением, с подавленностью убеждаешься, что здесь изображена главным образом вся русская жизнь того времени, вся русская душа в её целом, а уж затем, в огромном узоре этом, в этой сплошной толпе лиц, страданий, судеб, уделяешь необходимое внимание собственно романтической интриге.

(5)Толстой как художник является демократом в самом возвышенном значении этого слова. (6)Он демократичен, как солнце. (7)Сила и равномерная страстность художественного проникновения одинакова у него для мужика и царя, пьяницы и священника, светской дамы и простой русской женщины. (8)Одно прикосновение творческого внимания Льва Николаевича делает всех людей одинаково
прозрачными. (9)Толстой, как никто, совершенно лишён оттенков отношения к своим персонажам в смысле их социального положения или рода их деятельности.

(10)У него отсутствуют (чего не избегали подчас крупнейшие таланты) социальная мистика и социальная обывательская щепетильность. (11)Он пленительно суров и бесцеремонен в раздевании душ.

(12)Страсти, заблуждения, страдания, удовольствия и подлости человеческие вытекают из одних и тех же духовных явлений, причём кого бы он ни описывал: князя или полудикого черкеса, казака или Николая I. (13)Благодаря великой простоте выражения, описания человеческих жизней со всеми их внутренними пружинами читатель неизменно убеждается в тождественности духовной основы всех людей и вместе с Толстым видит, как жалки все ухищрения, все разделения, искусственны все различия одежд, званий, чинов, занятий. (14)Вообще человек, а не человек именно такой-то изучается и понимается читателем в книгах великого писателя.

(15)Особенность художественного таланта Л. Н. Толстого, его эта беспощадная сила реального изображения в связи с огромной любовью к жизни во всех видах её и окрасках, его плодовитость и ревнивое отношение к каждому слову, имевшее целью наибольшую, совершеннейшую полноту впечатления, сделали то, что действительно после Толстого осталось немного (если только осталось) в жизни, почему-либо не охваченного его волшебным пером.

(16)Без преувеличения можно сказать, что жизнь и творчество Толстого равны силой своей целой революции. (17)Тот возвышенный демократизм художника, о котором упомянули мы выше (кстати, единственно истинный демократизм), из года в год, из поколения в поколение оставляя свой мощный след в читательских массах, привёл к тому, что слова «Толстой», «толстовство» стали синонимами гуманности, возвышенного отношения к жизни, человечности и самоусовершенствования.

(18)Сама жизнь Толстого, столь удивительная и сложная, является одним из наиболее глубоких и ценных его произведений. (19)Он был близок к природе и звал к ней. (20)Вспоминая Толстого, в сущности, вспоминаешь Россию, народ, общество, исторические их судьбы, вспоминаешь даже всю русскую литературу.

(21)Толстой — это Россия. (22)Россия в настоящее время остро нуждается в Толстом. (23)Её лик преображается. (24)Потому-то хорошо и нужно всем нам вспомнить от Л. Н. Толстого о том, какая она, эта Россия, в своём духе и сущности, в целях своих и силах, чтобы, оглянувшись на великое и прекрасное, идти вперёд с надеждами и верой в лучшее.

По А. Грину Александр Степанович Грин (1880—1932) — русский писатель, автор философско-психологических произведений с элементами фантастики. В числе самых известных его книг — «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

Сочинение №1

В своём тексте А.С. Грин рассуждает о проблеме демократизма в творчестве Л.Н. Толстого и задаётся вопросом, можно ли назвать писателя художником-демократом. Автор придерживается мнения, что Толстой действительно демонстрирует истинный демократизм в своём искусстве, с одинаковой проникновенностью изображая всех своих персонажей, независимо от их социального статуса или происхождения.

Грин подчёркивает, что именно это особое отношение писателя ко всем своим героям делает его искусство «возвышенно демократичным», а самого Толстого — не только великим художником, но и символом гуманности и человечности.

Автор раскрывает свою позицию на примере внутренней глубины персонажей, которую Толстой передаёт с равной страстью, изображая и «мужика», и «царя», и «пьяницу», и «священника» (предложения 7–8). Эта способность Толстого проникать в сущность каждого человека делает его творчество уникальным. Например, Грин отмечает, что в произведениях Толстого страсти и переживания людей не зависят от их происхождения и статуса, а происходят из одних и тех же духовных основ (предложение 12). Таким образом, автор подводит читателя к мысли, что художник не только показал внутреннюю общность людей, но и благодаря этому изменил восприятие мира и жизни у своих читателей.

С этой точкой зрения Грина можно согласиться, поскольку Толстой действительно рассматривает всех своих героев не как представителей определённых социальных групп, а как людей с общими человеческими проблемами и переживаниями. В романе «Война и мир» Толстой с равной внимательностью описывает простых солдат и высокопоставленных офицеров, а в центре его внимания — человеческие судьбы, душевные драмы и стремление к счастью. Как и упомянуто Грином, Толстой изучает человека в целом, а не «человека именно такого-то», и это делает его роман универсальным произведением.

Ещё одним подтверждением универсального, демократического подхода Толстого к творчеству может служить его повесть «Крейцерова соната». Герой этого произведения, Позднышев, — обыкновенный человек с трагическими порывами, но в его образе Толстой показывает общечеловеческие страсти, сложные вопросы ревности и страдания. Его образ становится символом человеческих заблуждений, и, как справедливо подмечает Грин, в этом особенном «равнодушии к социальному положению» героев и состоит демократическая сила художника.

Таким образом, Толстой, согласно взгляду Грина, — художник-демократ в самом глубоком значении этого слова. Его демократизм проявляется в способности к пониманию и принятию каждого человека, к изображению его души без привязки к званиям и чинам. Как и заключает Грин, такой подход к литературе — это истинное «толстовство», которое остаётся для нас воплощением гуманности, человечности и мудрости.

Сочинение №2

Можно ли назвать Толстого-художника демократом? Автор убежден, что «Толстой как художник является демократом в самом возвышенном значении этого слова». В его произведениях нет места социальной предвзятости, потому что он верит, что люди одинаковы в своей духовной основе.

Чтобы подтвердить свою мысль, А.С. Грин обращается к роману Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». В этом произведении изображена «вся русская жизнь того времени», где переплетаются различные судьбы, страдания и «малейшее движение души» людей. Романтический сюжет является лишь частью общей картины. Из этого следует, что Толстой способен создать панорамное изображение русской жизни, передавая переживания каждого представителя народа, а не только избранных героев.

Далее А.С. Грин отмечает, что внимание Толстого-художника ко всем человеческим жизням «со всеми их внутренними пружинами» убеждает читателя в «тождественности духовной основы» людей. Погружаясь в мир произведений великого писателя, мы понимаем, что все «ухищрения», «разделения» и «различия одежд, званий, чинов и занятий» искусственны. Каждый из нас в первую очередь человек, и общего в нас больше, чем различного.

Приведённые примеры связаны как причина и следствие: благодаря умению отражать малейшее движение души каждого человека, вне зависимости от его социального положения, Л.Н. Толстой убеждает читателей в духовной общности людей, выражая глубинное равенство всех представителей общества.

Я разделяю мнение А.С. Грина и считаю, что вся жизнь и творчество Льва Толстого пронизаны подлинным демократизмом. Это подтверждается многочисленными фактами из биографии великого писателя. Известно, что во время страшного голода 1891–1893 годов Лев Николаевич вместе с родными и единомышленниками открыл десятки бесплатных столовых для крестьян, собирал деньги и передавал их нуждающимся, а все средства, полученные за публикации, отдавал тем, кто отчаянно нуждался в любой помощи. Будучи графом, Толстой мог бы, подобно многим другим обеспеченным современникам, быть далёким от бед простого человека. Но судьбы окружающих беспокоили его, и он старался не словом, а делом решить широкие общественные проблемы. Деятельность классика убеждает нас в том, что он был по-настоящему близок к народу, неравнодушен к несчастью других и готов сгладить социальные различия между бедными и богатыми от рождения.