Сочинение по тексту Салтыкова-Щедрина: как проявляется связь писателя с читателем?
В рамках 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку для 11 класса напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста, опираясь на 16-й вариант из нового сборника Р.А. Дощинского. В сочинении должны быть приведены аргументы и примеры из литературы, которые помогут раскрыть суть проблемы и выразить вашу точку зрения.
(1)Для всякого убеждённого и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопрос о том, есть ли у него читатель, где он и как к нему отно́сится, есть вопрос далеко не праздный. (2)Читатель представляет собой тот устой, на котором всецело зиждется деятельность писателя; он единственный объект, ради которого горит писательская мысль. (3)Убеждённость писателя питается исключительно уверенностью в восприимчивости читателей, и там, где этого условия не существует, литературная деятельность представляет собой не что иное, как беспредельное поле, поросшее волчецом1 , среди которого бесцельно раздаётся голос, вопиющий в пустыне. (4)Доказывать эту истину нет ни малейшей надобности; она стоит столь же твёрдо, как и та, которая гласит, что для человеческого питания потребен хлеб, а не камень.
(5)Даже несомненнейшие литературные шуты — и те чувствуют себя неловко, утрачивают бойкость пера, ежели видят, что читатель не помирает со смеху от их кривляний. (6)Даже тут, в этой клоаке человеческой мысли, чувствуется потребность поддержки со стороны читателя. (7)И не только ради построчной мзды, но и ради того эмоционального возбуждения, при отсутствии которого самое скоморошество делается вялым, бесцветным и назойливым. (8)Ежели в стране уже образовалась восприимчивая читательская среда, способная не только прислушиваться к трепетаниям человеческой мысли, но и свободно выражать свою восприимчивость, — писатель чувствует себя бодрым и сильным. (9)Но он глубоко несчастлив там, где масса читателей представляет собой бродячее человеческое стадо, мятущееся под игом давлений внешнего свойства. (10)Даже при уверенности, что в этой массе немало найдётся сердец, несущихся навстречу писателю, это только усугубляет скорбь последнего.
(11)Он вдвое несчастлив: и за себя, и за те преданные сердца, которым горение их ничего не может дать, кроме сознания тёмного и безвыходного порабощения. (12)Поэт, в справедливом сознании светозарности совершаемого им подвига мысли, имел полное право воскликнуть, что он глаголом жжёт сердца людей; но при данных условиях слова́ эти были только отвлечённо й истиной, близкой к самообольщению. (13)Когда окрест царит глубокая ночь, — та ночь, которую никакой свет не в силах объять, тогда не может быть места для торжества живого слова. (14)Сердца́ горят, но огонь их не проницает сквозь густоту мрака; сердца бьются, но биение их не слышно сквозь толщу желез. (15)До тех пор пока не установилось прямого общения между читателем и писателем, последний не может считать себя исполнившим своё призвание. (16)Могучий — он бессилен; властитель дум — он раб бездумных бормотаний случайных добровольцев. (17)3вуча наудачу, речь писателя превращается в назойливое сотрясание воздуха. (18)Слово утрачивает ясность, внутреннее содержание мысли ограничивается и суживается.
(19)Только один вопрос стоит вполне определённо: к чему растрачивается пламя души? (20)Повторяю: несчастие в этом случае так глубоко, что никогда не остаётся бесследным. (21)Я не говорю о себе лично, но думается, что всякий убеждённый писатель, который испытал на себе влияние такой изолированности, знает, о чём я пишу. (22)Всякий, кто встречался и с ненавистью, и с бесчестными передержками, и с равнодушием, и с насмешкой, мечтал о том, чтобы ему улыбнулось прямое, осязательное сочувствие. (23)Последнее так далеко порой теряется в читательской массе, что лишь предположительно может ободрить писателя. (24)3ато минуты подобного ободрения самые дорогие в жизни.
По М. Е. Салтыкову-Щедрину Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия — Салтыков, псевдоним — Николай Щедрин; 1826–1889) — русский писатель и журналист, государственный деятель.
Как писатель взаимодействует со своим читателем? Этот вопрос занимает важное место в размышлениях Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Автор утверждает, что «до тех пор, пока не установится прямой контакт между писателем и читателем, последний не может считать, что исполнил своё призвание». Михаил Евграфович подчёркивает, что каждый творческий человек нуждается в обратной связи, иначе он может потерять желание и мотивацию создавать что-то новое. Я хочу привести несколько примеров из текста, которые иллюстрируют авторскую позицию.
Доказывая необходимость читателя для писателя, Михаил Евграфович пишет: «Там, где этого условия не существует, литературная деятельность превращается в бескрайнее поле, поросшее волчецом, среди которого раздаётся голос, вопиющий в пустыне». Даже шут чувствует себя неловко, если публика остаётся равнодушной к его шутливым выходкам. По мнению писателя, и в «этой клоаке человеческой мысли» существует потребность в поддержке со стороны читателей. Если писателя не замечают и не читают, он может потерять мотивацию и опустить руки.
С другой стороны, «писатель чувствует себя бодрым и сильным», когда вокруг него формируется «восприимчивая читательская среда». Однако и здесь есть свои нюансы: творческого человека могут ограничивать рамки, из-за чего он не сможет свободно выражать свои идеи. Михаил Евграфович пишет: «…он глубоко несчастлив там, где масса читателей представляет собой бродячее человеческое стадо…» Наличие подобной аудитории, по мнению автора, не всегда помогает творцу.
Второй пример дополняет первый, позволяя автору раскрыть все аспекты проблемы. Если у писателя нет читателей, он не сможет исполнить своё предназначение. Если же они есть, это не всегда является залогом успеха. Находясь под «игом давления внешнего свойства», сложно создать что-то значительное.
Трудно не согласиться с точкой зрения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Действительно, пишущему человеку приходится нелегко, если его никто не поддерживает. Многие талантливые писатели долгое время сталкивались с отказами издательств, которые давали понять, что их книги не будут иметь коммерческого успеха.
В качестве примера можно привести любимую многими писательницу Джоан Роулинг, создавшую историю о Гарри Поттере. Изначально в неё никто не верил, она получала сотни отказов, но в какой-то момент всё изменилось. Сейчас её книги любят во всём мире как дети, так и взрослые, у неё огромная читательская аудитория. Такая поддержка помогла самой писательнице выйти из состояния затянувшейся депрессии.
Таким образом, творческому человеку важно не быть изолированным от читательской среды и знать, что его слово доходит до других людей и меняет их жизни к лучшему.
В своём тексте М.Е. Салтыков-Щедрин затрагивает тему связи между писателем и читателем и её роли в творческом процессе. Автор убежден, что писатель нуждается в эмоциональной и интеллектуальной поддержке своих читателей, так как именно они придают его работе смысл. По мнению Салтыкова-Щедрина, без читателей даже самые глубокие мысли писателя остаются бездейственными и превращаются в «назойливое сотрясание воздуха».
Позиция автора заключается в том, что писательская деятельность невозможна без читателя, ведь именно ему адресованы творческие замыслы и «пламя души» автора. В предложении 2 Салтыков-Щедрин пишет: «Читатель представляет собой тот устой, на котором всецело зиждется деятельность писателя», подчеркивая, что без читательского отклика творчество становится пустым. В предложении 15 он добавляет, что без «прямого общения между читателем и писателем» автор не может считать свою работу завершённой. Эти примеры показывают, что писатель испытывает глубокую потребность в том, чтобы его мысли были услышаны и приняты.
Я полностью согласен с позицией автора, поскольку связь между писателем и читателем действительно определяет ценность и силу литературного произведения. Читатель помогает осмыслить текст, воспринять его эмоциональную глубину и наполнить жизнью мысли автора. Без читателя произведение теряет своё влияние, оставаясь лишь идеей на бумаге.
Примером тому служит роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Это произведение вызывает глубокий отклик у читателей, так как поднимает универсальные вопросы нравственности, выбора и ответственности. Читатели чувствуют связь с героями и их внутренними конфликтами, что помогает роману жить в культуре и оказывать влияние на общественное сознание. Таким образом, роман обретает смысл благодаря отклику читателей, способных видеть и переживать чувства автора.
Другим примером является роман «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса, который раскрывает магическую реальность и философию жизни в Латинской Америке. Читатели из разных культур находят в этом произведении глубину человеческих переживаний, что укрепляет его значимость и придает смысл авторским идеям. Читательское внимание и признание делают роман важным вкладом в мировую литературу, а идеи Маркеса — частью культурного наследия.
Таким образом, я согласен с Салтыковым-Щедриным, что связь между писателем и читателем играет решающую роль в значении произведения. Именно эта связь делает творчество живым, позволяет мыслям автора находить отклик и обретать вечную ценность.
В своём произведении Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин задаётся вопросом: что делает писателя счастливым и придаёт его творчеству истинный смысл?
Чтобы привлечь внимание читателей к этой теме, автор описывает главную проблему, с которой сталкиваются многие писатели — неблагодарную публику. Он отмечает, что часто «масса читателей представляет собой бродячее человеческое стадо», которое неспособно понять и принять высокие идеи. Автор подчёркивает, что «всякий убеждённый русский писатель испытал на себе влияние подобной изолированности», одиночества и непринятия со стороны читателей. Из этого следует, что главным источником несчастья для любого творца является отсутствие понимающей публики.
С другой стороны, в среде, где «уже образовалась восприимчивая читательская среда», готовая прислушиваться к глубоким мыслям писателя и желающая вступить с ним в диалог, творец «чувствует себя бодрым и сильным». Только в таком случае литератор может воскликнуть, что он «глаголом жжёт сердца людей», и осознать «светозарность совершаемого им подвига мысли». Мы понимаем, что писателю крайне важен диалог с умным читателем, способным понять его идеи.
Эти примеры противопоставлены друг другу. Если читательская публика невосприимчива, равнодушна и насмешлива, то писатель будет чувствовать себя несчастным и ненужным. Если же среда читателей способна разделить мысли творца, поддержать его и вступить с ним в живой диалог, литератор будет ощущать счастье и чувство выполненного долга.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин убеждает нас, что читатель — это «единственный объект, ради которого горит писательская мысль». Только при условии прямого общения между писателем и его публикой последний сможет «считать себя исполнившим своё призвание» и почувствовать счастье.
Я полностью разделяю мнение автора. Писатель, как и любой деятель искусства, творит ради других, поэтому ему крайне важно быть услышанным и понятым. Подтверждение этой мысли можно найти в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер пишет роман о библейских событиях, но современное ему общество резко осуждает подобные темы. На писателя нападают литературные критики, его лишают званий, и он оказывается в полной изоляции. В таких условиях трудно не впасть в отчаяние, и история заканчивается печально — не получив признания при жизни, мастер может рассчитывать лишь на покой в другом мире.
Таким образом, литературный процесс строится на общении между писателем и его читателями. Любой пишущий человек рассчитывает на то, что его произведение разбудит в душе другого светлые чувства, поэтому развитие литературы невозможно без талантливых и восприимчивых читателей.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте