Сочинение по тексту Л. Н. Толстого Каково главное условие для успешного общения между людьми? Этот вопрос является 27-м заданием ЕГЭ по русскому языку 2025 года для выпускников 11 класса.
Чтобы ответить на него, нужно написать сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой в исходном тексте (32 вариант из нового сборника Дощинского Р. А.). В сочинении следует привести аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы, которые помогут раскрыть тему.
(1)Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним. (2)Без любви можно обращаться только с вещами, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности. (3)Свойство пчёл таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. (4)То же с людьми. (5)Не чувствуешь любви к людям — сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только начни обращаться с людьми без любви — ив один миг станешь не человеком, а зверем: и людям повредишь и себя замучаешь.
(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. (8)А можешь отвечать на обиду как разумный человек — можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; моё же дело — делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю. (9)Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им следующие слова: «Ведь вы не затем живёте, чтобы понять нелепость жизни, осудить её, посердиться и умереть.
(10)Не может этого быть. (И)Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите. (12)Устранить же то дурное, которое вы видите, вы можете никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живёт в вас и которое вы сейчас же почувствуете, как только перестанете заглушать его». (13)Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. (14)Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. (15)Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить. (16)Для того чтобы не делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нём дурного, а для того чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нём дурного, не допускать в свою душу чувства недоброжелательства даже в мыслях.
(17)Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у этого человека гнойные раны? (18)Он не виноват, что вид его ран неприятен. (19)Точно так же относись и к чужим порокам. (20)Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. (21)Это верно. (22)Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а, напротив, постараться разумным и добрым обхождением, без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке его совесть. (23)Есть такие люди, что любят быть сердитыми. (24)0ни всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратится за каким-нибудь делом. (25)Такие люди бывают очень неприятны. (26)Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их.
(По Л. Н. Толстому*) * Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — всемирно известный русский писатель, мыслитель и просветитель.
В своём произведении Л.Н. Толстой поднимает важный вопрос: «При каком условии может состояться общение между людьми?»
Автор считает, что основой любых взаимоотношений является любовь. Только в этом случае мы можем достичь гармонии в общении и понимании друг друга. Позвольте мне привести несколько примеров из текста, которые иллюстрируют эту точку зрения.
Л.Н. Толстой пишет: «С людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности». Если мы не будем внимательны к окружающим, то можем причинить им серьёзную боль. По мнению писателя, необходимо учиться искусству подлинной любви и гуманного отношения к ближним.
Также Л.Н. Толстой подчеркивает, что нельзя отвечать злом на зло. Он призывает: «...не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите». Это напоминает нам золотое правило нравственности: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Второй пример дополняет первый, и вместе они дают представление об основах любых взаимоотношений. Мы должны любить и уважать каждого человека, быть терпимыми к его недостаткам.
Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, мы должны быть бережнее друг к другу, чтобы достичь взаимопонимания и гармонии. Например, в пьесе М. Горького «На дне» Лука, используя ласковые слова, утешает неизлечимо больную Анну, и она успокаивается перед смертью.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение с людьми — это настоящее искусство, которому необходимо учиться на протяжении всей жизни.
В своём тексте Лев Николаевич Толстой акцентирует внимание на том, что для успешного общения между людьми необходимо обладать доброжелательностью и любовью. Он объясняет, как их отсутствие может привести к страданиям обеих сторон.
Толстой утверждает, что если человек вступает в общение без любви, он причиняет вред как другим, так и себе. Он сравнивает взаимодействие с людьми с обращением с пчёлами, требующим особой осторожности (предложения 2–4).
Автор убеждён, что в случае обиды важно не отвечать агрессией, а следовать идее доброжелательности, продолжая делать добро (предложения 7–8). Он считает, что только чувство доброты и внутреннего спокойствия позволяет осуждать поступки человека, но не саму личность, тем самым поддерживая продуктивное общение (предложения 13–15).
Позиция Толстого кажется глубоко мудрой и созвучной жизненному опыту. Такой подход позволяет строить не просто общение, а отношения, основанные на взаимном уважении и принятии. Чувство доброжелательности помогает избегать конфликтов, укрепляет связи и приносит радость от общения.
Эта тема раскрывается и в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Взаимодействие Базарова и Кирсанова, двух разных по духу и убеждениям людей, затруднено отсутствием доброжелательности: каждый из них осуждает и раздражается на другого за его взгляды. В итоге они не могут найти общий язык и расстаются, теряя потенциальную дружбу. Это показывает, как без доброты и терпимости общение превращается в столкновение, а не во взаимопонимание.
Ещё один пример — роман А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в котором Лис учит героя видеть важные вещи сердцем, привязываться и заботиться о других. Лис утверждает, что дружба и общение требуют любви и терпения, иначе они просто не могут состояться. Маленький принц понимает, что только через доброжелательность он может увидеть ценность своей розы и ощутить радость близких отношений.
Таким образом, общение между людьми возможно только на основе доброты и любви. Толстой убеждает нас, что понимание и принятие другого человека требует усилий, но именно это делает общение подлинным и приносит радость, вместо страданий и разобщения.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте