Сочинение из сборника Дощинского Р.А. по тексту Толстого «При каком важнейшем условии может состояться общение между людьми?»

Сочинение по тексту Л. Н. Толстого Каково главное условие для успешного общения между людьми? Этот вопрос является 27-м заданием ЕГЭ по русскому языку 2025 года для выпускников 11 класса.

Чтобы ответить на него, нужно написать сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой в исходном тексте (32 вариант из нового сборника Дощинского Р. А.). В сочинении следует привести аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы, которые помогут раскрыть тему.

Текст Толстого

(1)Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним. (2)Без любви можно обращаться только с вещами, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности. (3)Свойство пчёл таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. (4)То же с людьми. (5)Не чувствуешь любви к людям — сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только начни обращаться с людьми без любви — ив один миг станешь не человеком, а зверем: и людям повредишь и себя замучаешь.

(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. (8)А можешь отвечать на обиду как разумный человек — можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; моё же дело — делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю. (9)Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им следующие слова: «Ведь вы не затем живёте, чтобы понять нелепость жизни, осудить её, посердиться и умереть.

(10)Не может этого быть. (И)Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите. (12)Устранить же то дурное, которое вы видите, вы можете никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живёт в вас и которое вы сейчас же почувствуете, как только перестанете заглушать его». (13)Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. (14)Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. (15)Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить. (16)Для того чтобы не делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нём дурного, а для того чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нём дурного, не допускать в свою душу чувства недоброжелательства даже в мыслях.

(17)Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у этого человека гнойные раны? (18)Он не виноват, что вид его ран неприятен. (19)Точно так же относись и к чужим порокам. (20)Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. (21)Это верно. (22)Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а, напротив, постараться разумным и добрым обхождением, без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке его совесть. (23)Есть такие люди, что любят быть сердитыми. (24)0ни всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратится за каким-нибудь делом. (25)Такие люди бывают очень неприятны. (26)Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их.

(По Л. Н. Толстому*) * Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — всемирно известный русский писатель, мыслитель и просветитель.

Сочинение №1

В своём произведении Л.Н. Толстой поднимает важный вопрос: «При каком условии может состояться общение между людьми?»

Автор считает, что основой любых взаимоотношений является любовь. Только в этом случае мы можем достичь гармонии в общении и понимании друг друга. Позвольте мне привести несколько примеров из текста, которые иллюстрируют эту точку зрения.

Л.Н. Толстой пишет: «С людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности». Если мы не будем внимательны к окружающим, то можем причинить им серьёзную боль. По мнению писателя, необходимо учиться искусству подлинной любви и гуманного отношения к ближним.

Также Л.Н. Толстой подчеркивает, что нельзя отвечать злом на зло. Он призывает: «...не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите». Это напоминает нам золотое правило нравственности: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Второй пример дополняет первый, и вместе они дают представление об основах любых взаимоотношений. Мы должны любить и уважать каждого человека, быть терпимыми к его недостаткам.

Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, мы должны быть бережнее друг к другу, чтобы достичь взаимопонимания и гармонии. Например, в пьесе М. Горького «На дне» Лука, используя ласковые слова, утешает неизлечимо больную Анну, и она успокаивается перед смертью.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение с людьми — это настоящее искусство, которому необходимо учиться на протяжении всей жизни.

Сочинение №2

В своём тексте Лев Николаевич Толстой акцентирует внимание на том, что для успешного общения между людьми необходимо обладать доброжелательностью и любовью. Он объясняет, как их отсутствие может привести к страданиям обеих сторон.

Толстой утверждает, что если человек вступает в общение без любви, он причиняет вред как другим, так и себе. Он сравнивает взаимодействие с людьми с обращением с пчёлами, требующим особой осторожности (предложения 2–4).

Автор убеждён, что в случае обиды важно не отвечать агрессией, а следовать идее доброжелательности, продолжая делать добро (предложения 7–8). Он считает, что только чувство доброты и внутреннего спокойствия позволяет осуждать поступки человека, но не саму личность, тем самым поддерживая продуктивное общение (предложения 13–15).

Позиция Толстого кажется глубоко мудрой и созвучной жизненному опыту. Такой подход позволяет строить не просто общение, а отношения, основанные на взаимном уважении и принятии. Чувство доброжелательности помогает избегать конфликтов, укрепляет связи и приносит радость от общения.

Эта тема раскрывается и в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Взаимодействие Базарова и Кирсанова, двух разных по духу и убеждениям людей, затруднено отсутствием доброжелательности: каждый из них осуждает и раздражается на другого за его взгляды. В итоге они не могут найти общий язык и расстаются, теряя потенциальную дружбу. Это показывает, как без доброты и терпимости общение превращается в столкновение, а не во взаимопонимание.

Ещё один пример — роман А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в котором Лис учит героя видеть важные вещи сердцем, привязываться и заботиться о других. Лис утверждает, что дружба и общение требуют любви и терпения, иначе они просто не могут состояться. Маленький принц понимает, что только через доброжелательность он может увидеть ценность своей розы и ощутить радость близких отношений.

Таким образом, общение между людьми возможно только на основе доброты и любви. Толстой убеждает нас, что понимание и принятие другого человека требует усилий, но именно это делает общение подлинным и приносит радость, вместо страданий и разобщения.