Сочинение из сборника Цыбулько А. Н. Толстого «Для того чтобы общение с людьми не было страданием»

В 2024 году структура и содержание сочинения на ЕГЭ по русскому языку не изменилось. НО! Поменялся максимальный балл (было 24, стало 21).Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку - это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте, чтобы сформулировать проблему, необходимо сначала проанализировать героев, их поведение, внешний вид, определить тематику текста

Текст А. Н. Толстого

Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним.

(2)Без любви можно обращаться только с вещами, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности. (3)Свойство пчёл таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. (4)То же с людьми.

(5)Не чувствуешь любви к людям — сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только начни обращаться с людьми без любви — ив один миг станешь не человеком, а зверем: и людям повредишь и себя замучаешь.

(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. (8)А можешь отвечать на обиду как разумный человек — можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; моё же дело — делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю.

(9)Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им следующие слова: «Ведь вы не затем живёте, чтобы понять нелепость жизни, осудить её, посердиться и умереть. (10)Не может этого быть. (И)Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите.

(12)Устранить же то дурное, которое вы видите, вы можете никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живёт в вас и которое вы сейчас же почувствуете, как только перестанете заглушать его».

(13)Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. (14)Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. (15)Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить.

(16)Для того чтобы не делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нём дурного, а для того чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нём дурного, не допускать в свою душу чувства недоброжелательства даже в мыслях.

(17)Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у этого человека гнойные раны? (18)Он не виноват, что вид его ран неприятен. (19)Точно так же относись и к чужим порокам.

(20)Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. (21)Это верно. (22)Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а, напротив, постараться разумным и добрым обхождением, без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке его совесть.

(23)Есть такие люди, что любят быть сердитыми. (24)0ни всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратится за каким-нибудь делом. (25)Такие люди бывают очень неприятны. (26)Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их.

(По Л. Н. Толстому*)

* Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — всемирно известный русский писатель, мыслитель и просветитель.

Сочинение ЕГЭ

На каких основах следует строить общение и взаимоотношения между людьми? Этот вопрос ставит перед нами Лев Николаевич Толстой, известный русский писатель, мыслитель и педагог. Рассматривая проблему межличностных отношений, автор подчеркивает важность не вступать в общение, если в душе отсутствует любовь и желание подарить тепло другому человеку.

Толстой призывает избегать осуждения других и вместо этого пытаться понять их, делая нормой воспринимать чужие недостатки спокойно, без раздражения и критики. Стремление быть всегда недовольными – это серьезное зло, поскольку негатив истощает человеческую душу и формирует привычку к несчастью. Если общение с другими людьми вызывает трудности, Толстой предлагает воздерживаться и заниматься другими делами, чтобы не причинять вреда себе и окружающим. В отличие от животных, человек должен реагировать на обиды разумно, мыслить позитивно и стараться выявить положительные моменты в любой, даже неприятной ситуации.

Лишь через "чувство доброжелательства" можно побороть негативные проявления. Это чувство всегда присутствует в человеке, лишь нужно постараться обнаружить его в своей душе. Когда человек недоволен собой, он критикует свои поступки, а не сущность своей души. Такое отношение Толстой советует распространять и на отношения с другими людьми.

Таким образом, Толстой призывает любить людей, рассматривая их как часть общего мироздания. С его точкой зрения, с этим положением трудно не согласиться: только с позитивным настроем можно вести конструктивный диалог с окружающими. В своих произведениях Толстой приводит примеры, когда доброе отношение спасало людей от множества ошибок и помогало сохранить хорошие качества человеческой личности. Например, в романе "Война и мир" описывается семья Ростовых, известная своим гостеприимством и готовностью всегда поддержать других. Наташа Ростова благодаря своим добрым качествам становится любимицей семьи. Она всегда помогает младшим членам семьи, утешает мать в трудные моменты и создает теплую и доброжелательную атмосферу вокруг себя. Эта положительная атмосфера не только обогащает внутренний мир Наташи, но и влияет на окружающих.

Княжна Марья Болконская тоже является примером терпимости. Она выносит критику со стороны отца и поддерживает позитивный настрой, благодаря чему удается сохранить доброту в своей душе. Несмотря на предсказания отца о том, что ее внешность не позволит ей выйти замуж, Марья остается доброй и милосердной. В итоге она находит свою любовь в лице Николая Ростова, который ценит ее доброту, порядочность и искренность.

В заключение, можно сделать вывод о том, что доброе отношение к людям должно стать привычкой для каждого человека, поскольку именно оно позволяет сохранить человечность и не утратить лучшие качества личности. В мире станет больше добра и согласия, если каждый человек обратится к добру и будет терпим к чужим недостаткам.

Текст задает следующие вопросы:

1. Какие основы должны лежать в основе общения и отношений между людьми?

2. Как правильно реагировать на человеческую обиду, и почему именно так?

3. Как можно изменить человека в лучшую сторону?

4. В какой степени допустимо проявление недовольства поступками других людей?

5. На что должен опираться человек, осознающий и стремящийся исправить пороки других людей?

Позиция автора:

1. В основе общения (отношений) между людьми должна быть любовь. Поэтому общаться с людьми следует только тогда, когда ты их любишь.

2. Отвечать на обиду необходимо как разумный человек: относиться к этому человеку так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.

3. Изменить человека в лучшую сторону можно никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живёт в вас.

4. Можно осуждать поступки человека, а самого человека необходимо любить, относиться к нему безраздражения.

5. Только разум может стать верным спутником человека в процессе осознания и исправления пороков других людей.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте