В 2024 году структура и содержание сочинения на ЕГЭ по русскому языку не изменилось. НО! Поменялся максимальный балл (было 24, стало 21).Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку - это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте, чтобы сформулировать проблему, необходимо сначала проанализировать героев, их поведение, внешний вид, определить тематику текста
Есть люди, которые отрицают значение критики. (2)В этом есть доля истины, потому что критика часто становится между писателем и читателем и уничтожает ту непосредственность восприятия искусства, которая есть самое ценное в нём. (З)Писатель от читателя должен быть только на расстоянии руки, держащей книжку. (4)Но критика существует и будет существовать. (5)Будем искать в ней не вред, а пользу.
(6)Аппарат искусства состоит из трёх данностей. (7)Первое: писатель воспринимает впечатления от окружающей жизни; они собираются, как в фокусе, в его сознании. (8)Из тысячи разбросанных частей создаётся целое. (9)Из тысячи отдельных черт, увиденных среди людей, слагается тип. (10)Из тысячи воль, которые он воспринял, бродя среди жизни, слагается одна воля. (11)Это есть восприятие материала. (12)Второе: писатель превращает воспринятые эмоции, факты и мысли в материю искусства. (13)Третье: продукт творчества возвращается обратно в ту среду, откуда оно было извлечено, то есть к читателю.
(14)Что же делает критика и что должна она делать в этом процессе?
(15)Критика мешает непосредственности наблюдения; каждый видит по-своему, и это есть самое ценное — увидеть. (16)Критика указывает: смотри не так, а эдак. (17)И видения не получается. (18)Это вредная роль критики.
(19)Критика способна вмешиваться в интимнейшие законы творчества, подсовывать свои рецепты, рекомендовать свои теории. (20)Это вредная роль критики (пироги начинает печь сапожник). (21)Но ещё критика вмешивается и в восприятие читателем искусства. (22)Сколько примеров, когда большой художник был затравлен и не воспринят публикой. (23)Сколько примеров, когда бездарность возводилась в гении. (24)Всё это вредная деятельность критики.
(25)Какова её истинная роль?
(26)В подавляющих случаях человек, берущий на себя смелость написать и напечатать роман, стихи, пьесу и т. п., не имеет достаточного багажа: ни развития, ни умения обобщать, ни опыта жизни. (27)Это понятно: пыл творчества появляется на заре жизни. (28)Часто молодой писатель — это только талант.
(29)То же и о читателе. (30)Воспринимать искусство, может быть, столь же трудно, как и творить его. (31)И опять самый яростный читатель — молодой, начинающий путь жизни.
(32)И здесь выявляется важная и нужная роль критики: быть школой для читателя и писателя, быть университетом, энциклопедией, повышать культурный уровень того и другого.
(33)Развернувшаяся вокруг темы «писатель — критик — читатель» дискуссия показывает, насколько сейчас важна и остра задача критики. (34)Её обязанность — поднять культуру и писателя, и читателя.
(По А. Н. Толстому*)
* Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) — русский и советский писатель, общественный деятель.
Какую роль играет критика в нашей жизни и каково её значение для как автора, так и читателя? Эти вопросы занимают центральное место в рассмотрении русского советского писателя А. Н. Толстого.
Поднимая вопрос о роли критики, писатель опирается на собственные размышления и приводит примеры. Он частично соглашается с теми, кто утверждает, что критика, вступая между писателем и читателем, может разрушить живое и непосредственное восприятие художественного произведения. Из этого следует, что автор и читатель должны находиться близко друг к другу, «на расстоянии руки, держащей книгу».
Однако критика может также повышать культурный уровень искусствоведов и тех, кто пытается воспринимать и понять искусство. Этот пример указывает на важность критики, способной поднимать культурный уровень и понимание как у создателей, так и у читателей.
Оба эти примера представляют собой противопоставленные точки зрения. С одной стороны, автор считает, что критика часто мешает передаче "продукта творчества" — живых впечатлений из мира к читателю. С другой стороны, он подчеркивает, что начинающим авторам и неопытным читателям требуется помощь критика для понимания идей произведения.
Итоговая позиция автора заключается в том, что критика необходима как для творца, так и для читателя, выполняя как положительную, так и отрицательную роль.
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, роль настоящего читателя заключается в том, чтобы самостоятельно разобраться в том, о чём пишет автор и какую мысль он хочет выразить. Однако критика помогает осознать авторский задум, предоставляя литературный анализ.
Чтобы поддержать свою точку зрения, приведу пример из художественного произведения. В автобиографической повести А. М. Горького «В людях» главный герой Алёша Пешков работает на пароходе мойщиком посуды и знакомится с любителем чтения поваром Смурым, который заставляет мальчика читать вслух повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Смурый возмущён предательством Андрия, но эпизод, в котором Тарас убивает своего родного сына за измену Отчизне и товарищам, вызывает слёзы повара. Здесь пример непосредственного восприятия произведения искусства, когда читатель остаётся наедине с автором.
В заключение хочу подчеркнуть, что сначала мы должны самостоятельно прочитать художественное произведение, попытаться понять основную мысль, дать оценку героям, и только потом можно обратиться к критике, чтобы сопоставить своё мнение с мнением профессиональных критиков.
Проблемы, выявленные в тексте:
Позиция автора:
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте