Сочинение из сборника Цыбулько Н. С. Лескова «Родители мои купили небольшое именьице»

В 2024 году структура и содержание сочинения на ЕГЭ по русскому языку не изменилось. НО! Поменялся максимальный балл (было 24, стало 21).Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку - это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте, чтобы сформулировать проблему, необходимо сначала проанализировать героев, их поведение, внешний вид, определить тематику текста

Текст А. Н. Толстого

Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. (2)Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский и притом она хорошо орошена маленькими, но чистыми речками.

(4)В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами. (5)Пока отец и мать были усиленно заняты устройством своего хозяйства, я не терял времени, чтобы самым тесным образом сблизиться со взрослыми парнями и с ребятишками, которые пасли лошадей. (б)Сильнее всех моими привязанностями овладел, впрочем, старый мельник, дедушка Илья — совершенно седой старик с пребольшими чёрными усами. (7)Он охотно вступал в беседы, которые вёл отрывками, без всякой связи, но любил систему намёков и при этом подсмеивался не то сам над собою, не то над слушателями.

(8)По должности мельника дедушка Илья имел довольно близкое отношение к водяному, который заведовал нашими прудами, верхним и нижним, и двумя болотами.

(9)Дедушка Илья о нём всё знал и говорил:

— Он меня любит. (10)Он, ежели когда и сердит, домой придёт за какие-нибудь беспорядки, — он меня не обижает, пальцем не тронет. (11)Ляжь тут другой на моём месте, на мешках, — он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни в жизнь не тронет.

(12)Все молодые люди подтверждали мне, что между дедушкою Ильёю и «водяным дедкой» действительно существовали описанные отношения, но только они держались вовсе не на том, что водяной Илью любил, а на том, что дедушка Илья, как настоящий, заправский мельник, знал настоящее, заправское мельницкое слово, которому водяной повиновался так же беспрекословно, как ужи и жабы, жившие на плотине.

(13)С ребятами я ловил пескарей и гольцов, которых было великое множество в нашей узенькой, но чистой речке Гостомле; но, по серьёзности моего характера, более держался общества дедушки Ильи, опытный ум которого открывал мне полный таинственной прелести мир, который был совсем мне, городскому мальчику, неизвестен. (14)От Ильи я узнал и про домового, который спал на чердаке, и про водяного, который имел прекрасное и важное помещение под колёсами мельницы, и про кикимору, которая была так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого нескромного взгляда в разных пыльных углах — то в риге, то в овине. (15)Меньше всех мельник знал про лешего, потому что этот жил где-то далеко и только иногда заходил к нам в густой ракитник, чтобы сделать себе новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени деревьев. (16)Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем. (17)Ребячий милый мир тех сказочных существ, о которых наговорил мне дедушка Илья, казался мне необходимым. (18)Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией.

(По Н. С. Лескову*)

* Николай Семёнович Лесков (1834-1895) — известный русский писатель и публицист.

Сочинение ЕГЭ

Как должно проявляться отношение к окружающим? Это одна из проблем, поднимаемых в анализируемом тексте.

Обсуждая данную тему, Л.Н. Толстой анализирует различные подходы к взаимодействию с окружающими. В первом случае автор рассматривает проявления раздражительности, агрессии и недовольства, которые мы можем испытывать по отношению к другим людям. Этот подход автор не поддерживает, считая его неправильным и разрушительным. Он выделяет отсутствие любви как основную причину негативного отношения к людям. Таким образом, становится ясно, что любовь является ключевым компонентом успешного общения с людьми. Автор также указывает на последствия неправильного подхода к общению: отсутствие любви к окружающим превращает человека в «зверя», причиняя вред как ему самому, так и окружающим.

Вторым важным принципом для Толстого является терпимость. Писатель осознает, что часто раздражение к другим людям может возникать из-за обид или неудовлетворенности их поступками. В свете этого, автор призывает к развитию терпимости в отношении к окружающим. Он подчеркивает, что единственный способ достичь этого — поступать по отношению к другим так, как бы мы хотели, чтобы поступали по отношению к нам. Толстой подчеркивает важность того, чтобы человек задумывался о своих недостатках и их исправлении. Он призывает перестать воспринимать других как "чужих" и научиться относиться к ним так, как к самому себе. Это подтверждается следующей цитатой: "Собой бываешь недоволен только тем, что недоволен своим поступком, но не своей душой. Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а любить его".

Представив разные подходы к общению, Толстой вывел формулу гармоничных межличностных отношений. По его мнению, если люди будут взаимодействовать с пониманием, проявлять любовь к окружающим, то в мире не будет агрессии, ярости и злобы, общество избавится от конфликтов.

После анализа текста становится ясной авторская позиция: к людям нужно относиться так, как к себе. Важно любить людей, быть осторожным в выражении суждений, не реагировать на обиду, оценивать поступки других так, как собственные, сохранять непредвзятость, не пытаться исправлять пороки других, а к грубым и раздражительным людям нужно проявлять сострадание.

Я полностью разделяю мнение автора. Мне кажется, что часто мы забываем, что перед нами такой же человек. Именно из-за этого происходят многие конфликты. Если мы будем помнить, что мы все схожи в своих ошибках и реакциях, мы начнем лучше понимать окружающих. Однако я убеждена, что понять другого человека можно, лишь поняв себя. И прежде чем строить отношения с другими, необходимо научиться вести диалог с самим собой.

В заключение, хочу отметить, что данный текст заставляет задуматься о важности установления гармоничных отношений с окружающими. Надеюсь, что со временем люди воспримут главный принцип Л.Н. Толстого: «Относись к людям с любовью».

Проблемы в тексте

1. Проблема формирования личности ребёнка. (Что влияет на формирование личности ребёнка?)

2. Проблема уважения к личности ребёнка. (В чём проявляется уважительное отношение к личности ребёнка?)

3. Проблема сохранения связи поколений. (Что способствует сохранению связи поколений?)

4. Проблема назначения народного мифотворчества. (Какова роль народного мифотворчества?)

 

Позиция автора:

  1. Аспекты формирования личности ребёнка подвержены воздействию различных факторов, включая доверие со стороны родителей, близость к природе, общение с одногодками и возможность общения с увлекательными и опытными взрослыми.

  2. Уважение к личности ребёнка проявляется через заботу о его внутреннем мире и учёт его интересов и ценностей.

  3. Сохранение связи между поколениями обусловлено уважительным отношением различных возрастных групп друг к другу, а также поддерживается через сохранение народных традиций, общих интересов и ценностей, включая те, что формируются народной фантазией и укоренены в коллективном сознании.

  4. Роль народного мифотворчества заключается в объяснении и поэтизации окружающего мира, способствует развитию воображения и фантазии, а также служит основой для формирования народного сознания, объединяя людей разных поколений.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте