Сочинение по тексту Александра Феденка «К чему может привести отсутствие понимания?» для ЕГЭ по русскому языку 2025 года, 11 класс. Это сочинение к варианту 26 из нового сборника под редакцией Р.А. Дощинского для ЕГЭ 2025.
— (1)Кошку — нельзя. (2)Собаку — нельзя. (З)Хомяка — нельзя. (4)А кого можно?
— (5)Никого.
— (б)Почему?
— (7)Потому. (8)Не маленькая уже — соображать должна.
— (9)Что соображать?
— (10)То!
— (И)Раньше было нельзя, потому что маленькая.
— (12)Не делай из матери идиотку!
— (13)Я и неделею. .
— (14)Хотя бы лягушку?
— (15)Нет.
— (16)Червячка?
— (17)Нельзя.
— (18)Ну пожалуйста!
— (19)Не беси меня!
(20)Катя осторожно закрыла за собой дверь и спустилась во двор.
(21)Посреди двора лежал кирпич — раньше Катя его не видела.
— (22)Ты чей? — заговорила Катя с кирпичом.
— (23)Ничей. (24)Бросили меня.
(25)Кирпич был красно-рыжий, из обожжённой глины, весь в сколах и выщербинах, один край сильно отбит. (26)Катя протянула руку, кирпич пугливо сжался, попятился, глядя на Катю.
(27)И всё-таки позволил себя погладить — желание ласки одолело страх удара.
(28)Катя расплела с головы ленту, привязала к кирпичу — получился поводок.
— (29)Теперь ты мой. (ЗО)Я тебя не брошу.
(31)Девочка пошла по двору, кирпич захромал следом.
—(32)Тебя как зовут?
— (ЗЗ)Никак меня не зовут.
— (34)Я буду звать тебя Жора.
— (35)3ачем ты притащила в дом кирпич?
— (Зб)Ему было плохо. (37)Это не простой кирпич. (38)Это Жора. (39)Он будет жить с нами.
(40)Кирпич жадно лакал молоко из блюдца. (41)Недоверчиво скашивал назад то один, то другой глаз, не прекращая лакания. (42)Девочка восторженными глазами смотрела на него, не веря в своё счастье.
— (43)Вдруг он больной?
— (44)Он не больной! (45)Он хороший. (46)Его бросили!
— (47)Хороших не бросают.
(48)Катя не ответила.
(49)Мама запнулась о кирпич и долго, с вдохновением ругалась.
— (50)Он хотел поиграть с тобой, — оправдывала его Катя.
(51)Жора заполз под диван и затаился.
(52)В отличие от матери, отец не замечал его вовсе, не веря в способность глины ощущать жизнь. (53)При появлении отца Жора забирался на подоконник и тихо лежал там, рассматривая движение уставших людей, бредущих далеко внизу по земле.
(54)На ночь Катя укладывала кирпич на своей подушке и, обняв его, сразу же засыпала беззаботным детским сном.
(55)Кирпич лежал рядом и глядел на спящую Катю преданными глазами. (56)Осторожно выбирался из-под её руки, спускался на пол и бродил по квартире — наблюдал прекратившееся существование семейства, испытывая редкое для себя удовольствие безмятежности.
(57)Перед рассветом он возвращался к Кате, ложился в ногах и засыпал.
(58)Утром мама находила красно-рыжие следы на полу и привычно ругалась.
(59)Она ругалась, что из-за кирпича везде пыль, и что не продохнуть, и что, наверное, кирпич медленно их убивает.
(60)Однажды отец проснулся ночью и увидел напротив неподвижный тёмный силуэт.
(61)Он нащупал в темноте тапок и швырнул. (62)Жору как ветром сдуло, он ушёл в комнату Кати, и утренние красно-рыжие следы появляться перестали.
(63)Жора старался не попадаться на глаза, днём он предпочитал лежать под диваном, из-редка выбираясь на подоконник — посмотреть на жизнь.
(64)Как-то раз отец пришёл домой раньше обычного. (65)Раздражённый. (66)3лой.
(67)Жора был на кухне, пил воду из миски. (68)Проскользнуть в комнату Кати незаметно от отца он не успевал.
(69)Отец увидел его. (70)Жора припал к полу и ждал, поняв, что будет дальше.
— (71)Что ты тут прикидываешься живой тварью? (72)Кирпичи не пьют воду!
(73)Он вдруг пнул Жору, вложив в удар давно копившуюся ненависть к поддельной жизни, и запрыгал на одной ноге. (74)Лицо его оскалилось от боли и бешенства.
— (75)3араза! (76)Вы видели — он сломал мне палец!
— (77)Папа, это ты его пнул.
(78)Катя подняла Жору и, прижимая к груди, убежала к себе, заперлась.
(79)Отец ворвался. (80)Он выдернул кирпич из рук Кати и затряс им в воздухе.
— (81)Это кирпич! (82)Всего лишь кирпич. (83)В нём нет ничего живого. (84)Это мёртвая, бесчувственная глина.
(85)Пальцы отца впились в твёрдый керамический бок с нечеловеческой силой и начали крошить. (86)Кирпич сжался в руке, чувствуя, как разрушается его тело, и, не имея сил вытер-петь боль этого разрушения, начал скрючиваться, сминаться, ища новое положение и форму своей жизни и не находя их. (87)Он побелел от боли. (88)Отец распахнул окно и бросил кирпич вниз.
(89)Сердце Кати оторвалось и полетело в бесконечную, бездонную пропасть.
(90)Катя побежала следом в эту пропасть, с каждой ступенькой исчерпывая остатки надежды, с каждым пролётом проваливаясь в страшное, неминуемое.
(91)Большое красное пятно на треснувшем асфальте запечатлело последнее движение жизни и мгновенно наступившую за ним неподвижность. (92)Мелкие кусочки обожжённой глины лежали, разметавшись, заполнив собой всё вокруг. (93)Нашлось несколько обломков покрупнее. (94)Катя принялась складывать их друг с другом, но они не соединялись, развали-ваясь в бесформенную кучу. (95)Тихие слёзы текли по Катиному лицу, мешая видеть новый мир. (96)Она отодвигала их руками, и лицо её делалось красным от потёков кирпичной пыли.
(97)Дворник Галактион принёс старую ненужную коробку от обуви и помог собрать останки.
(98)Девочка с крепко прижимаемой к груди ношей села в поезд.
(99)Некоторые из людей замечали её, удивлялись, что такая маленькая девочка едет од-на, порывались заговорить, расспросить или даже помочь. (100)Но, подойдя и заглянув в её глаза, поспешно уходили прочь.
(По А. Феденко*)
*Александр Феденко (род. в 1977 г.) — прозаик, сценарист, член Союза писателей Москвы.
В центре внимания современного прозаика А. Феденко находится проблема отсутствия понимания, которая может привести к серьезным последствиям.
Автор считает, что нежелание и неспособность понять другого человека могут привести к трагедии. Например, если взрослые будут ограничивать ребёнка и лишать его маленьких радостей, он может потерять доверие к своим родителям.
В предложенном тексте рассказывается о девочке, которая очень хотела иметь питомца. Однако родители не поддерживали её желания и постоянно отказывали. Из-за этого героиня взяла домой кирпич и представляла его домашним животным. Этот пример показывает, как девочка отчуждается от родителей: она вынуждена прятаться в своем маленьком мире и защищать даже не живое существо, а кусок глины. Но он оказывается ей ближе, чем близкие.
Автор подчеркивает, что мир Кати разрушается, когда отец лишает её последней радости. Он выкидывает кирпич из окна, и тот разбивается на несколько кусочков. А. Феденко акцентирует внимание на чувствах и переживаниях героини: «Сердце Кати оторвалось и полетело в бесконечную, бездонную пропасть». После случившегося ей пришлось уехать из родительского дома, что символизирует полную утрату доверия девочки к семье.
Второй пример дополняет первый, позволяя автору проследить за внутренним миром героини. Кирпич в её воображении становится живым существом, поэтому она не может смириться с его утратой. А. Феденко отмечает, что именно отсутствие понимания и родительской заботы причинило Кате столько страданий и подтолкнуло её к побегу.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора, ведь без взаимопонимания сложно найти компромисс и научиться слышать друг друга. В подтверждение своей точки зрения приведу пример из произведения М. Горького «Детство». Главному герою было нелегко в доме деда Каширина, который отличался суровым нравом и иногда проявлял жестокость по отношению к близким. Совершенно другим человеком была бабушка Акулина, которая всегда поддерживала внука. Именно её способность понять ребёнка помогла ему пережить эти тяжёлые годы.
Таким образом, невозможность принять другого человека может привести к самым неприятным, а иногда и трагическим последствиям, если рядом не окажется того, кто тебя услышит и поможет преодолеть трудности.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте